Привет, читатель! Специально для этой статьи я сделал перевод видео, в котором Чарльз Берту (Charles Berthoud) рассказал про свой путь в освоении бас гитары и других музыкальных инструментов. Для владеющих английским будет все понятно и из видео, а для остальных текст c таймкодами ниже. Надеюсь эта статья принесет вам вдохновение!
Всем привет! Сегодня я хочу дать вам карту для вашего путешествия в освоении любого музыкального инструмента. Я получил много вопросов от вас по поводу советов об игре и занятиях на бас гитаре и тому подобное. И на мой взгляд самая большая проблема для музыкантов сейчас — это информационный передоз. Вы можете получить доступ практически ко ВСЕМ знаниям о музыке, которые когда-либо вам понадобятся, онлайн.
Как вы знаете, я играю на бас гитаре, фортепиано и гитаре. Но в этом видео я хочу сфокусироваться на своем пути, который я прошел на протяжении 15 лет осваивая бас гитару, а также моих наблюдениях за другими музыкантами в колледже Беркли, на профессиональной сцене и в онлайн видео. И я хочу выделить 7 шагов, которые я сделал от абсолютного новичка к теперешнему уровню моей игры. И я верю, что эти шаги помогут также и вам, независимо от вашего инструмента.
Достижение мастерства в любой сфере подразумевает разделение на более мелкие навыки и многочасовые занятия над упражнениями, которые специально созданы для улучшения этих навыков. Затем вы сможете комбинировать эти навыки, чтобы достичь мастерства в выбранной области. В нашем случае это игра на бас гитаре. И я покажу вам в точности то, что я делал в процессе своего обучения.
Шаг 1. Получайте удовольствие
Предполагаю, что вы уже купили инструмент. Поэтому первым шагом будет просто насладиться приобретением и получить от этого удовольствие.
Купите табы или ноты (в зависимости от выбранного вами инструмента) и просто выучите легкие песни, которые вам действительно нравятся. У меня появился бас, когда мне было 11 лет, мне нравились RHCP так что первая партия которую я выучил была «Califonication» и «Higher Ground». Для некоторых инструментов вам нужно начать изучать нотную грамоту уже на этом шаге, но для таких инструментов как бас гитара, гитара, банджо и других инструментов с ладами будет достаточно табов.
Изучая мои любимые песни, на этом этапе я выработал огромную любовь к бас гитаре как инструменту, и это наполнило меня мотивацией на всю последующую карьеру.
Шаг 2. Найдите группу
На втором шаге вам следует начать играть в какой-нибудь группе, оркестре или ансамбле в зависимости от выбранного инструмента. Это не должно быть чем-то очень крутым или впечатляющим, но очень важно на этом этапе понять как играть с другими музыкантами.
[Ads]
Первая группа к которой я присоединился играла рок-метал и мне тогда было 12 лет. Мы играли несколько оригинальных композиций, но также много каверов, что на мой взгляд было отличной идеей, т.к. я научился многому у успешных групп. В частности основам композиции, написанию песен, а также о взаимодействии баса с группой.
Шаг 3. Изучайте теорию
Изучайте основы музыкальной теории и нотации. Я многому научился по книжкам в школе, но сейчас вы можете найти все это онлайн. На этом шаге самое важное что вы должны усвоить это (2:55):
- строение мажорной гаммы,
- минорной гаммы,
- пентатоники,
- размеры,
- тональности,
- диатонические аккорды,
- функции аккордов,
- базовые ритмы.
Что касается нотации, то я продолжал изучать все более и более сложные партии и соло используя ноты вместо табов.
Шаг 4. Развивайте технику
Теперь, когда вы выучили свои любимые песни, поиграли в группе и освоили музыкальную теорию и нотную запись, четвертым шагом будет развитие техники, которая позволит вам сыграть все что вы захотите.
Секрет отличной техники игры одинаков для всех инструментов, и это экономия движений (economy of motion). Суть идеи в том, чтобы при минимальных движениях достичь максимальной эффективности. Вы сможете играть так быстро или медленно как только пожелаете длительное время без переутомления или боли.
Когда я только начал заниматься мои пальцы не могли играть четко. Позже, мой учитель — на то время Джим Стиннет — показал мне как работать над развитием техники. Первое, я играл много технических упражнений стараясь придерживаться принципа экономии движений. Вот несколько упражнений, которые я играл на протяжении пары месяцев по часу в день:
- мажорная гамма в одну октаву по квинтовому кругу;
- то же самое, но в два раза быстрее (16-е вместо 8-х);
- арпеджио аккордов 16-ми нотами по квинтовому кругу
Когда я довел их до состояния автоматизма, так, что я мог играть их во сне, я перешел на более сложные упражнения на подобии этого (играет паттерн 1-2-3-5 поверх гармонии Giant Steps на 5:06).
[Ads]
Я также делал подобные упражнения и для тепинга. Когда вы хорошо (я имею ввиду действительно хорошо) освоите эти упражнения, найдите этюды для вашего инструмента и играйте их снова и снова, помня об экономии движений.
Поверьте мне, если вы будете делать это постоянно на протяжении от пары месяцев до года, или может немного дольше в зависимости от имеющегося у вас времени для занятий, правильная техника останется в мышечной памяти и вам больше не нужно будет о ней когда-либо задумываться. Вы просто будете играть. Конечно, есть музыканты, которые играют очень необычной техникой или «неэффективной», но все технически сильные музыканты, которых я встречал используют «economy of motion».
Шаг 5. Слух
Теперь, пятый шаг на пути к овладению инструментом — тренировка слуха. Я начинал с простых упражнений «вопрос-ответ» (6:10), а затем перешел на более сложные упражнения (6:26). На сегодняшний день, после нескольких лет тренировки я могу выучить соло на подобии «Giant Steps» Колтрейна по слуху.
Мы в Telegram
Ненавязчивая рассылка обновлений сайта
ПодписатьсяК этому моменту я выучил сотни песен, рифов, басовых линий и соло по слуху и это помогло мне чрезвычайно в достижении свободы в музыке. Изучение музыки по слуху даст вам гораздо больше «музыкальных инстинктов» и очень поможет вам при сочинении и импровизации, что станет отличным подспорьем в следующем шаге.
Шаг 6. Композиция и импровизация
Композиция и импровизация. Эти две области кажутся по-началу очень загадочными, но я считаю что они не должны быть такими. Я начинал сочинять используя базовые знания из теории музыки. Я сочинял простые фразы используя диатонические аккорды на подобии этих.
После этого, вы должны использовать свой слух чтобы сочинять музыку подражая вашему любимому басисту. В начале я пытался имитировать Виктора Вутена, моего друга Гранда Стиннета и Майкла Мэнринга. Я также подражал классикам, например Баху. Не бойтесь копировать на этой стадии развития. Сочинение музыки на этом этапе это только для вашего собственного развития, а не для заработка денег. После нескольких месяцев или лет подражания вы естественным образом соедините все эти влияния в свой собственный уникальный стиль игры.
Для импровизации я рекомендую три проверенных подхода:
- Изучение известных соло
- Технические упражнения на последовательности аккордов
- Свободная импровизация
Шаг 7. Повторите
Вы достигли точки в которой вы можете учить музыку на слух и играть используя вашу великолепную технику, сочинять музыку , импровизировать и играть соло, а также читать с листа и знаете теорию музыки.
Вы достигли некоторого уровня мастерства. Что дальше? Шаг 7 это непрекращающееся усовершенствование всех предыдущих шагов. Снова пройдите по всем пунктам. Продоложайте учить песни которые вам нравятся, играйте с музыкантами с которыми до этого не играли, сочиняйте и импровизируйте, улучшите вашу читку нот с листа.
Сделайте вашу технику еще более плавной и эффективной. Развивайте слух и продолжайте сочинять и импровизировать стараясь проникнуть в более глубокие материи музыки. И это именно то что я планирую делать дальше.