Размышления о «неправильной» постановке рук

Многие начинающие музыканты часто задаются одним вопросом: какая постановка рук правильная для игры на инструменте? При поиске ответа на этот вопрос обычно подразумевается, что есть некое «знание» или «секрет», узнав который, юный падаван ускорит свой прогресс в n-ое количество раз.

Давайте начнем с того, что есть способ игры, который включает в себя игру двумя пальцами правой руки, в то время как четыре пальца левой руки занимают по одному ладу на грифе. Это если вкратце. Давайте назовем это «классической» постановкой, которая по-большому счету досталась нам от контрабаса, и подавляющее большинство басистов успешно используют ее в своей игре. Ее обычно и имеют в виду, говоря о правильности постановки. Но здесь я бы избегал определение «правильная». Правильно, подразумевает что есть неправильно, а это негативное слово.

Анализируя свой опыт в обучении игре на басу я понял, что поначалу я тоже придавал этому вопросу большое значение, старался играть только «правильно», как мне тогда казалось. Всегда растопыривал пальцы на четыре лада, и не важно, что я играю в первой позиции, а в партии нет нот для мизинца.

Мы в Telegram

Ненавязчивая рассылка обновлений сайта

Подписаться

При таком подходе к занятиям часто происходит «якорение» на выбранном способе и мозг отключается от генерирования новых идей и поиска чего-то необычного. В более тяжелых случаях может происходить полное непринятие альтернативных техник игры. Такое мышление может ограничить ваше творческое начало как музыканта, а музыка это ведь творчество, верно? Попробую объяснить что я имею в виду на конкретных примерах.

Larry Graham с бас гитарой

Когда Larry Graham, работая в коллективе со своей матерью остался без барабанщика, перед ним встал вопрос, как заменить звук бочки и малого барабана и при этом сохранить бас. Именно в то время он первым в мире начал бить по струнам большим пальцем, и делать подцеп указательным имитируя перкуссию барабанов. Так он изобрел технику slap.

постановка левой руки Louis Johnson

Еще один монстр слэпа — Louis Johnson. Если вы видели его видеошколы, то могли обратить внимание на то, что он использует все 5 пальцев левой руки для прижатия струн. А именно кладет большой палец сверху грифа для прижатия струны Е, как это делают гитаристы. «Классическая» постановка решительно отвергает этот способ и придает его анафеме.

Постановка правой руки Garry Willis

Garry Willis, занимаясь на бас гитаре, обнаружил, что не прижатые струны во время игры издают посторонние призвуки, которые ему не очень понравились. Чтобы избавиться от них он начал глушить их ребром правой руки возле бриджа и извлекал ноты четырьмя пальцами. У него не было преподавателя, который, возможно, отговорил бы его от такого способа.

Jimmy Haslip с бас гитарой

Некоторые музыканты, такие как Jimmy Haslip например, — левши и если вы видели как он играет на басу, то должны были обратить внимание, что бас перевернут так, что тонкая струна G у него оказалась вверху, а толстая Е внизу. Он не тратил время на то чтобы переставлять струны, а просто взял бас в руки как ему было удобно. Если бы он ходил в музыкальную школу, ему бы быстро объяснили, что это не правильно:)

Техника правой руки Billy Sheehan

Еще один пример — Billy Sheehan. С точки зрения «правильной постановки рук» его техника левой руки тоже вызывает вопросы. Есть мнение, что такой способ обхвата грифа («по-гитарному») не даст развить скорость. Кто-то может назвать его не скоростным басистом? В правой же руке он использует три пальца вместо двух.

Думаю все эти парни в последнюю очередь задумывались о том, на сколько у них правильная постановка рук, правильно ли они держат инструмент и дергают за струну. По-большому счету, ведь тогда не было никаких правил! Это был «дикий Запад». Они руководствовались другими критериями, главным из которых был тон, звучание инструмента, личное удобство игры или желание как-то выделиться из толпы, играть по своему.

[Ads]

Я не призываю выбросить все школы, забить на огромный опыт нескольких поколений басистов, и прямо со старта своего обучения игре на инструменте начать изобретать новые техники. «Классическая» постановка хороша, с нее можно и нужно начинать обучение, никто не спорит. И это совершенно не означает, что она будет работать для вас в 100% случаев. Просто будьте открыты к новой информации, смотрите как играют другие басисты, пробуйте копировать понравившиеся лично вам приемы и экспериментируйте со своими собственными идеями.

Подводя итог сказанному. На мой взгляд, постановка рук и приемы игры вторичны, а первичной всегда является музыка. Техника игры, оборудование, гитара — это всего лишь инструменты для передачи ваших музыкальных идей. Будьте открыты ко всему новому лично для вас, даже если каким-то идеям уже десятки лет. И поймите, что все люди разные и имеют отличия в строении кистей рук, длине пальцев и т.п. И это нормально.

Ну, а если вас беспокоит постановка рук, то по моему мнению, она должна соответствовать таким критериям:

  • Удобство игры — обращайте внимание на ощущения в руках, запястьях. Не должно быть продолжительных болевых ощущений. Помните о возможных травмах запястий
  • Звук — его качество не должно уступать «проверенным» приемам игры.
  • Техническая свобода — ваш способ звукоизвлечения не должен сковывать и доставлять неудобства при игре.

Если ваша техника игры прошла этот чек-лист, то с ней все в порядке, даже если она выглядит не так, как у других. P.S. На закуску добавлю одно интересное видео с Quintin Berry где он тоже играет на бас гитаре)))

P.P.S. В статье я поделился своим мнением по поводу постановки рук. Поделитесь своим в комментариях!

E-mail рассылка

Делимся опытом, знаниями и другими плюшками для бас гитаристов.

Оставьте комментарий