Все про музыкальные размеры

Приветствую, читатель! Сегодня поговорим о таких важных музыкальных понятиях как метр, размер, такт и прочих сопутствующих. Я постараюсь изложить материал в максимально доступной форме, понятной для музыкантов без начального образования (всеми нами любимые музыкальные школы) и объяснить взаимосвязь всех важных для понимания терминов. Приступим!

Что такое музыкальный размер?

Самое примитивное объяснение — это цифровое обозначение в виде дроби, которое помещается после ключа и ключевых знаков на нотном стане. Вы все встречали эти цифры не один десяток раз, если имели дело с печатными нотами. Но что эта дробь обозначает, спростите вы? Сейчас объясню.

Мы в Telegram

Ненавязчивая рассылка обновлений сайта

Подписаться

В музыке, как и, например, в поэзии, есть последовательное чередование ударных и безударных слогов. Сравните эти два стихотворения и попытайтесь расставить ударения над слогами:

Буря мглою небо кроет

Вихри снежные крутя....

Обратите внимание на количество слогов между ударениями.

Однажды, в студеную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз.

Последовательность периодически повторяющихся акцентируемых и неакцентируемых равнодлительных отрезков времени в музыке называется метром. Тут важно понять, что акценты не появляются хаотично, наоборот, они строго организованы и чередуются в определенном порядке с неакцентируемыми отрезками. Эти акценты называются метрическими акцентами.

В свою очередь, равнодлительные отрезки называются в музыке метрическими долями (или просто долями). Акцентируемая доля называется сильной, а неакцентируемая слабой.

Какие бывают музыкальные размеры?

Все размеры в музыке можно поделить на простые и сложные.

[Ads]

Простыми называются метры и размеры, имеющие две или три доли при одном акценте. Примеры двудольных размеров: 2/4, 2/8, 2/2.

Размер 2/2 также называется alla breve (аля брэвэ), и часто обозначается следующим образом:

музыкальный размер alla breve

Трехдольный метр применяется в виде следующих размеров: 3/4, 3/8, 3/2 и (возможно) другие.

Обратите внимание, что в этих размерах в числителе всегда либо цифра 2 либо цифра 3. Это важно! Только такие размеры могут называться простыми, поскольку делить их на более мелкие невозможно. Размер 4/4 например, уже является сложным т.к. может быть представлен как 2/4 + 2/4.

Следовательно, сложными размерами называются размеры, которые можно получить «складывая» вместе простые размеры. Вот несколько примеров сложных размеров. В скобках указаны простые размеры из которых они составлены: 4/4 (2/4 + 2/4), 6/8 (3/8 + 3/8), 7/4 (2/4 + 2/4 + 3/4), 5/4 (2/4 + 3/4) и другие.

Первая доля в таких размерах всегда сильная, а те доли, которые были в простом размере сильными, становятся теперь относительно сильными. Например, первая доля в 4/4 сильная, а третья уже станет относительно сильной.

Что означает знаменатель в музыкальном размере?

С числителем мы немного разобрались и теперь знаем, что он обозначает количество долей в музыкальном метре. Теперь про знаменатель.

В знаменателе музыкального размера указывается длительность, которой равняется каждая доля числителя. Например размер 2/4 — это двудольных простой размер у которого каждая доля равняется одной четвертной ноте. Размер 6/8 — сложный трехдольный размер у которого каждая доля равняется одной восьмой ноте.

[Ads]

Для новичков здесь важно понять, что размер не обозначает количество нот в такте. Музыкальный размер — это объем самого такта представленный в музыкальных длительностях. Проведем аналогию с трехлитровой банкой. Вы не можете налить в нее более трех литров за один раз. Но, можете три раза налить в нее по одному литру или шесть раз по пол-литра. Можете не долить один литр (аналогия с паузой), но налить более 3 литров никогда не получится.

Такой же принцип и здесь. Вы не можете записать в один такт длительность (или несколько длительностей) превосходящие в сумме размер самого такта.

Например, в 2/4 такт вы не можете записать одну четвертную ноту. Вы также должны добавить недостающую по длительности паузу.

Например, в двухчетвертной такт нельзя записать три четвертные ноты (или половинную с точкой), но можно записать четыре восьмушки или восемь шестнадцатых. Также в музыке нельзя «недолить» длительностей. Если вы записываете в такой такт только одну четверть, то его оставшийся объем нужно дополнить недостающей по длительности паузой. Думаю вы поняли принцип…

Тактовая черта

Да, небольшое уточнение. Поскольку мы говорим про равнодлительные отрезки времени, а именно метрические доли, и про то, что они чередуются в определенной последовательности (ударные и безударные), то неплохо было бы это обозначать в нотах. Для этого есть тактовая черта — вертикальная линия, пересекающая нотный стан (цифра 2 на рисунке). Тактовая черта всегда ставится перед первой (сильной) долей.

Музыкальный такт и тактовая черта

Как размер связан с темпом и временем?

Важно понять, что музыкальный размер обозначает только «объем» такта, если можно так выразиться. Часто новички думают, что размер каким-то образом влияет на скорость воспроизведения музыки. Что, скажем, 2/4 играются медленнее чем 4/4 или 6/8 или что-то вроде этого.

[Ads]

Нет, скорость воспроизведения в музыке обозначается темпом. Темп может быть обозначен как словами, например allegro, largo, andante (традиционно для классической музыки), fast, medium, slow (более характерно для джаза и другой современной музыки), так и цифрами, обозначающими количество ударов метронома в минуту. Рассмотрим следующий нотный пример:

Обозначение темпа в музыке

Здесь указано, что количество ударов метронома в минуту должно равняться 60 и каждый удар это одна четвертая нота. Таким образом в каждом такте у нас будет четыре удара метронома, а каждый такт следовательно будет длиться ровно 4 секунды. Если бы темп был равен 120 ударов в минуту, тогда каждый такт длился бы ровно 2 секунды.

Я думаю вы уловили связь.

Также один удар метронома может быть равен длительности отличной от четвертной. Например в этом отрывке из песни «Stop!» один удар метронома равен четверти с точкой (или трем восьмым нотам).

Пример обозначения темпа в размере 12/8

Поскольку в этой песне использован размер 12/8, то в такте будет 4 удара метронома (3/8 + 3/8 + 3/8 + 3/8 = 12/8).

Как считать музыкальные размеры?

Это зависит от нескольких факторов. Во-первых, это темп произведения. Чем он медленнее, тем больше времени у вас на счет, значит можно поделить крупные длительности на более мелкие, если это целесообразно. Во-вторых это зависит от того, простой или сложный размер.

Счет в простом двудольном размере может выглядеть как раз-два | раз-два..., так и раз-и-два-и | раз-и-два-и… и т.д. Во втором варианте мы поделили основную длительность пополам для удобства.

В очень быстрых темпах музыканты редко считают каждую долю, скорее они ориентируются только на сильную долю в такте, либо отстукивают ногой каждую долю. Все зависит от музыки и опыта музыканта.

Простые трехдольные размеры считают также как и двудольные: раз-два-три | раз-два-три, либо с дополнительным делением основной длительности.

Все становится интересней, когда нам нужно посчитать сложные размеры. Например, размер четыре четверти: раз-два-три-четыре. Здесь пока все просто.

Размер 5/4 можно посчитать как: раз-два-три-раз-два | раз-два-три-раз-два

Размер 6/8 можно считать следующим образом: раз-два-три-два-два-три | раз-два-три-два-два-три. Здесь мы поделили сложный размер на две части, но вторую часть мы начинаем считать с два, для того, чтобы на раз у нас всегда была сильная доля!

Ну а на сегодня пока что все. Если у вас есть вопросы, задавайте их в комментариях ниже, я постараюсь на них ответить.

E-mail рассылка

Делимся опытом, знаниями и другими плюшками для бас гитаристов.

4 комментария к “Все про музыкальные размеры”

  1. Если одна четверть равна двум восьмушкам, то какое количество восьмушек может быть в такте, размер которого 2/4? скажите ответ.

    Ответить
  2. Скажите пожалуйста, есть ли какие-то особые правила для смены размера в одном произведении? Или можно с этим «играть» как хочется и когда хочется?

    Ответить
    • Нет, каких-то особых правил здесь не существует. Вы можете использовать и смешивать любые размеры в рамках произведения пока это звучит так как вам нужно. Более того, вы можете смешивать например двухдольные и трехдольные ритмические рисунки в пределах одного такта (полиритмия) и добиваться интересного звучания

      Ответить

Оставьте комментарий