Эквализация бас гитары: типы эквалайзеров, частоты, рекомендации

Желание добиться нужного звука, такого, чтоб не терялся в миксе на записи, на репетиции или на сцене, не выбивался по громкости относительно других инструментов — естественно для каждого музыканта. Один из инструментов, которые помогают при этом является эквалайзер. Понимание основных принципов эквализации не только поможет улучшить ваш звук, но и в целом сделает вас более грамотным музыкантом.

EQ — это приспособление для настройки громкости выбранных частот, или, другими словами, изменения амплитудно-частотных характеристик (АЧХ). Эквалайзер используется в двух случаях:

  1. Когда нужно удалить из сигнала определенные, не нужные нам частоты
  2. Когда нужно усилить нужные частоты

Для того, чтобы вникнуть как работает эквалайзер, нужно понимать физику звука.

При извлечении звука, вибрирующая струна производит сложный диапазон колебаний на разных частотах. Нижние частоты — и обычно самые громкие — называют фундаментальными. Но сигнал, посланный в усилитель содержит в себе не только фундаментальные частоты. Вибрация струны включает в себя широкий спектр обертонов (гармоник), которые кратны основной фундаментальной частоте. Их еще можно представить в виде интервалов. Например, первый обертон звучит на октаву выше, чем фундаментальный тон, а следующий, на квинту выше предыдущего. Вся эта серия обертонов определяет тембр инструмента, и благодаря им мы можем отличить один инструмент от другого.

А если тембр зависит от силы обертонов относительно основного тона, то становится понятно, почему EQ настолько нужный для нас инструмент. Получая контроль над частотами, составляющими сигнал бас гитары мы можем полностью изменить характер звучания всего инструмента. Точность таких изменений будет зависеть от типа эквалайзера.

Типы эквалайзеров и их свойства

Чтобы понять, как мы можем воздействовать на АЧХ сигнала бас гитары, нужно понять как работают различные типы эквалайзеров, и чего от них стоит ожидать.

Lowpass и Highpass фильтры

Простейшим видом эквализации является применение фильтров, которые пропускают только частоты выше или ниже установленной частоты отсечки. В пассивных бас гитарах ручка тона (tone-control) является классическим lowpass фильтром. Крутя ручку против часовой стрелки мы уменьшаем количество высоких частот в сигнале.

[Ads]

Пример использования hipass фильтра можно встретить во многих аудио системах, динамики в которых не могут в полной мере воспроизводить низкие частоты. Удаляя из сигнала самые низкие частоты hi-pass фильтром можно улучшить звучание, устранив частоты не предназначенные для воспроизведения данным динамиком.

Устройство, разделяющее аудио сигнал на 2 или 3 частотных диапазона с помощью таких фильтров, а затем направляющее каждый из них в соответствующие динамики, называется кроссовером.

Notch фильтры

Это узкополосный фильтр нацеленный на одну определенную частоту. Графический эквалайзер — это последовательность таких фильтров, контролируемых фэйдерами. В работе live или на студии такие фильтры призваны бороться с резонансными частотами и устранять feedback. В арсенале бас гитариста такие эквалайзеры можно встретить в форме педалей, например Boss GEB-7, mxr, Source Audio Programmable EQ и др, или на усилителях и комбиках.

Параметрический (Parametric) EQ

Наиболее гибкий тип эквалайзера для нужд бас гитариста — параметрический эквалайзер. Эффект его применения зависит от параметров (настроек), которыми пользователь может управлять. Этот тип эквалайзера в свою очередь делится на два подтипа: semi-parametric и full-parametric.

Мы в Telegram

Ненавязчивая рассылка обновлений сайта

Подписаться

Разница между ними в том, что последний позволяет настраивать ширину полосы частот, на которые он будет воздействовать, а в первом типе этот параметр предустановлен производителем. С помощью любого параметрического EQ можно установить базовую частоту воздействия и количество усиления или ослабления этой частоты.

Группы частот, которые нужно знать

Весь звуковой диапазон, воспринимаемый человеком, можно разбить на условные группы и подгруппы. Это поможет абстрагироваться от конкретных цифр и мыслить подгруппами, а также поможет запоминать звучание каждой подгруппы и её влияние на звук. Стоит заметить, что это лишь один из вариантов деления на подгруппы, и все может изменяться от производителя к производителю.

Частотный диапазон инструмента по группам
Ex. 1 — Группы частот, которые нужно запомнить

Итак:

  • Верха (highs) — все, что выше 3,5 кГц. Часто обозначаются как treble.
    • Яркость (brilliance или edge) — выше 6 кГц
    • Присутствие (presence) — от 3,5 кГц до 6 кГц
  • Середина (mids) — между 250 Гц и 3,5 кГц
    • Условно можно выделить высокую середину (high-mids) от 1,5 кГц до 3,5 кГц,
    • И нижнюю середину (low-mids) от 250 Гц до 500 Гц,
  • Низы (lows) — все что ниже 250 Гц
    • Бас (bass) — от 60 Гц до 250 Гц
    • Суб-бас (sub-bass) — до 60 Гц

На разных устройствах количество и диапазон ручек и фэйдеров может быть различным. В самом простом варианте предусилителя можно найти ручки Bass/Mids/Treble. В более дорогих моделях среднечастотный диапазон разбит на три подгруппы, как показано на рисунке (Ex. 1). Также вместо ручек может быть установлен графический эквалайзер. Частоты, указанные под фэйдерами, могут отличаться в зависимости от производителя, но все их можно также разбить на подгруппы в соответствии с Ex. 1.

Эквализация бас гитары графическим EQ
Ex. 2 — Подгруппы частот на графическом EQ

Как видно, подгруппе средних частот отведено 5 фэйдеров из 8. Это означает, что средние частоты очень важны для формирования тембра и далее мы рассмотрим за что отвечает каждая из подгрупп.

Практические рекомендации

Итак, давайте поговорим, как бас гитарист может улучшить или ухудшить звук своего инструмента с помощью эквализации. Сам по себе любой инструмент может звучать отлично. Проблемы могут начаться, когда несколько инструментов звучат вместе и конфликтуют между собой в борьбе за какой-то участок частотного диапазона. Таким образом, один инструмент может перекрывать другой, пропадает читаемость и музыкант не слышит себя. Важно знать диапазон бас гитары и понимать с какими инструментами мы делим общее звуковое пространство.

  1. Изучите свой инструмент и все возможности настройки звука которые он предлагает. Первым делом, выучите, что делает каждая ручка, тумблер и т.п. на вашей бас гитаре, чтобы четко представлять за что отвечает каждая «крутилка». Потратьте время чтобы исследовать все возможные комбинации и найти те варианты звучания, которые вам нравятся.
  2. Пытайтесь понять, для какого стиля музыки может подойти звук, который вы только что накрутили. Рэгги, фанк, металл?
  3. Перед настройкой бас гитары на сцене или на реп точке обнулите эквалайзер на комбике установив все ручки в ноль. Это хорошая отправная точка для большинства ситуаций и многие профессионалы начинают настройку именно с этого шага.
  4. Помните, что эквалайзер лучше справляется с «удалением» частот, чем с их добавлением.
  5. Если вам не нравится как звучит бас когда вы играете сами, все может кардинально измениться, когда заиграют другие инструменты. Тембр инструмента, идеально звучащий в миксе, может показаться невзрачным вне его.

А для тех, кто дочитал до конца, я наконец-то расскажу как влияет каждая подгруппа частот на звук бас гитары.

  • Суб-бас (<60 Гц) — В этом диапазоне частот на самом деле мало пользы. Далеко не все динамики и басовые кабинеты могут качественно их воспроизвести. На сцене они могут создать грязь, уменьшая плотность общего микса из-за физических свойств низкочастотных волн.
  • Бас (60 — 250 Гц) — основной нижний диапазон бас-гитары. В районе 80 Гц находится важная составляющая звука бас гитары. Если вы находитесь в большом помещении, где слишком много баса делает звук грязным, небольшой подъем в этом диапазоне сделает звук более собранным и четким
  • Нижняя середина (250 — 500 Гц) — этот диапазон характеризуется бубнящим звуком. Также эти частоты отвечают за «приближение» и «отдаление» звука. Иногда рекомендуют прибрать немного 250 Гц, чтоб сделать звук баса более чистым.
  • Средняя середина (500 — 1500 Гц) — избыток частот в районе 500 Гц этого диапазона может придать звуку излишнюю гнусавость. Также в этом диапазоне находятся частоты, отвечающие за артикуляцию при игре пальцами.
  • Высокая середина (1,5 — 3,5 кГц) — В этом диапазоне находятся шлепок от слепа, лязг струн о лады, шуршание пальцев по струнам, медиатор. Этот диапазон отвечает за разборчивость нот, которые вы играете, «теплота» звука.
  • Нижний верх (3,5 — 6 кГц) — Добавьте если играете флажолетами или вам нужно добиться максимального лязга струн об лады. Такой звук будет уместен для тяжелых стилей музыки.
  • Верхний верх (>6 кГц) — срезайте эти частоты полностью если пытаетесь добиться «винтажного» звука, на подобии в записях Motown.

Чтобы научиться хорошо и быстро накручивать нужный вам звук при игре в группе или в одиночку вам нужно как можно больше в этом практиковаться. Всегда слушайте как звучит ваш инструмент и пытайтесь мысленно представить частоты, которые нужно подправить для получения того или иного звука. По возможности, пробуйте сразу вносить необходимые изменения в АЧХ и слушайте результат. Удачи!

Если статья вам понравилась, не забудьте оставить свой комментарий, а также делитесь этой статье в соц. сетях. Этим вы поможете узнать о сайте другим басистам.

E-mail рассылка

Делимся опытом, знаниями и другими плюшками для бас гитаристов.

7 комментариев к “Эквализация бас гитары: типы эквалайзеров, частоты, рекомендации”

  1. Как же стыдно мне было будучи басистом больше всего лажать с эквализацией баса в треках. Теперь, опираясь на эту статью, я реально стал кайфовать от записанных партий. Автор, спасибо тебе

    Ответить
    • Принято считать, что похожим на безладовый является звук с биджевого датчика, при отсутствии верха и прибавленной середине.

      Ответить
  2. Спасибо за статью! Все ясно и без лишней воды. Только стал обладателем баса, и заметил, что это совсем не то, что электрогитара, и ее звукочастотный диапазон совсем другой, и «громкость, тон на максимум — и погнали» тут не прокатывает. Помогли разобраться, с чего начинать!

    Ответить
  3. Клевая статья. Начал настраивать EQ бас-гитары на записи в соответствии с рекомендациями по частотам, как тут написано. Слушаю и думаю «о, отлично! наконец-то зазвучало все как надо». Потом смотрю, а у меня эквалайзер в байпассе все это время был. М-да. :)))

    Ответить

Оставьте комментарий