Искусство джемовать. Часть 1

Широко-известные бас-экстремалы Виктор Вутен (Victor Wooten) и Стив Бэйли (Steve Bailey), чей первый совместный альбом «Cookbook» вышел аж 20 лет назад, наконец-то делятся с нами своими секретами! Приятного чтения.

Виктор Вутен и я (Стив Бэйли) как всегда открываем наше Bass Extremes шоу в Berklee с неподготовленного джема, который мы не репетировали и не обсуждали до этого. И неизбежно кто-то спрашивает в конце нашего выступления: «А как называется первая песня, которую вы сегодня сыграли?» Тут мы, конечно же, улыбаемся, так как знаем, что те техники, о которых мы сегодня поговорим, дают нам звучание словно у хорошо отрепетированной композиции. Композиция в реальном времени не так сложна на самом деле, как может казаться, если вы знаете базовые принципы и владеете определенными навыками.

Виктор и я ведем в Беркли курс под названием «Наука и искусство джемовать». Наша цель — раскрыть студентам основные техники, которые помогут выйти за рамки «джема на один аккорд» или 12-тактовый блюз, которые часто бывают скучны как слушателям, так и самим музыкантам. Наши принципы позволят сразу же звучать вашему джем-сейшну как отрепетированной песне.

Прежде всего мы спрашиваем студентов, после нашей импровизации, сколько по вашему времени нужно, чтобы отрепетировать подобную песню? Обычно они отвечают, что несколько часов или один день. Затем мы просим из перечислить ингредиенты «хорошей песни». Обычно они безошибочно называют: интро, грув, мелодия или куплет, бридж, соло и т.д. Все это можно причислить к структуре песни.

Мы в Telegram

Ненавязчивая рассылка обновлений сайта

Подписаться

Если вы хотите классно звучать во время джема, то структура — это ключ к успеху. В современной музыки части песни обычно сменяются через 4, 8 или 16 тактов. Новая часть редко начинается в 7 или 10 такте.

Смена части в общепринятых местах поможет музыкантам подготовиться к ней задолго до ее наступления. Помните, что когда вы джемуете не нужно усложнять, наоборот, сделайте проще и понятнее для всех. Смена частей в общепринятых местах поможет всем.

Victor
Помните, что когда вы джемуете не нужно усложнять. Наоборот, сделайте проще и понятнее для всех
Victor Wooten

Также мы должны менять гармонию оставаясь в диатонике. Так, когда мы начинаем играть например бридж, мы меняем аккорд на другой, но из этой же тональности. Это позволяет другим музыкантам быстрее ориентироваться при смене гармонии и услышать новый аккорд. Таким образом мы устраняем риски появления «лажи» при переходе к новой части. В этом правиле есть несколько исключений — движение аккордов по целым тонам, или на малую терцию вверх и др., но в целом диатоническое движение присуще всем стилям музыки и его легче «услышать».

Steve: Динамика также важна и часто недооценивается. Говоря по простому, каждая секция должна иметь динамический контраст (контраст громкости) с предыдущей секцией. Заметьте как бридж обычно играется громко и насыщенно, соло начинается с «пространства» для солиста и набирает интенсивность по-ходу, как заключительная тема играется со спадом, а outro может нарастать по динамике либо постепенно угасать (fade out).

Когда я играю новую мелодию, я стараюсь сделать ее более риффообразной и простой, чтоб ее было легче запомнить, поскольку нужно будет ее сыграть снова в конце, так как это делается в «настоящих песнях». Я могу добавить незначительные вариации при повторе, но основная цель — это закрепить мелодию в памяти слушателя. После второго повтора мелодии мы обычно меняемся ролями, и Виктор придумывает мелодию для бриджа, а я играю аккордовый аккомпанемент или что-то еще.

Когда я играю новую мелодию, я стараюсь сделать ее более риффообразной и простой, чтоб ее было легче запомнить, поскольку нужно будет ее сыграть снова в конце, так как это делается в «настоящих песнях»
Steve Bailey

Victor: В большинстве песен после пары куплетов и припевов настает черед за соло. Но важно достаточно хорошо развить идею песни до наступления соло. Если вы первый солист, то помните, что играя очень длинные соло, вы таким образом даете «разрешение» играть длинные соло и остальным участникам. Так что играйте соло в разумных пределах и не пытайтесь уместить в него все свои идеи сразу. Слушайте других солистов, чтобы не повторяться за ними, играя те же самые идеи. Всегда старайтесь продолжить идею песни или предыдущего солиста, а не изменить ее «говоря только о себе».

После секции соло обычно наступает секция перекличек (breakdown) или соло барабанов на несложный рифф. Что бы из этого вы не решили играть, помните, что конечная ваша цель — это повторение темы в конце.

Steve

Victor: Многие музыканты расценивают джем-сейшн чтобы показать другим насколько они круты и как классно они умеют солировать. Но музыканты которых потом приглашают на работу используют другой подход. Они стараются показать насколько хороши все остальные участники группы. Они могут заставить звучать новичка как более зрелого музыканта или замаскировать от слушателя, что барабанщик немного загоняет темп. Их цель — сделать музыку лучше. Это музыканты высочайшего уровня!

Steve и Victor: Используйте только что полученные знания, применяйте их в своей игре, рассказывайте о них другим музыкантам и самое главное получайте удовольствие от игры! В следующей части мы рассмотрим другие приемы, которые поднимут ваши джемы на новый уровень и улучшат вашу музыкальность.

Статья с Bassplayer.com

Перевод: Максим Булыгин для BassGuitarPro.ru

E-mail рассылка

Делимся опытом, знаниями и другими плюшками для бас гитаристов.

Оставьте комментарий