Как снимать и учить джазовое соло

Данная статья — перевод одной из глав книги Renzo Ruggieri «10 подходов к джазовой импровизации» (TEN APPROACHES TO (JAZZ) IMPROVISATION). Надеюсь, вы сможете по-новому взглянуть на подход к изучению джазовых соло.

Прослушивание известных джазовых музыкантов и их импровизаций —  наиболее важное занятие при изучении джаза. Многие годы это был единственный путь изучения джаза для музыкантов и его актуальность по-прежнему велика. Транскрибация соло может быть очень сложным процессом, который требует хорошего музыкально слуха, знания гармонии и теории музыки. Но, не стоит отчаиваться! Через это проходили все музыканты.

bassguitarpro gravatar
Получите pdf файл с нотами и табулартурами партии бас гитары из вашей любимой песни в течение нескольких дней. Уже снято более 150 песен для довольных клиентов.

Вот детальное описание процесса съема и разучивания любого джазового соло.

  1. Слушайте выбранную тему снова и снова, стараясь пропевать соло под запись. Это поможет вам уловить общее настроение соло, чувство времени исполнителя, а также привыкнуть к нему.
  2. Узнайте, когда была сделана запись, стиль, музыкантов, участвовавших в записи. Это поможет лучше определить знакомые вам паттерны. Если вы слушаете соло в стиле bebop, вам будет легче распознать голосоведение и фразы.
  3. Определите гармоническую прогрессию. Это будет особенно полезно, учитывая то, что аккордовые звуки, а также сами аккорды и соответствующие им гаммы используются наиболее часто. Старайтесь подобрать гармонию для каждого напряжения и разрешения, которые играет исполнитель. [Напряжения (tention) и разрешения (release)- это использование мелодий и аккордов, которые создают такое ощущение. Например аккорд G7 это напряжение, а следующий за ним Cmaj — разрешение. То же самое можно достичь используя одноголосные мелодии]

[Ads]

  1. Начните с разбивки соло на небольшие фразы и начните петь первую ноту. После этого сыграйте ее на инструменте. Проделайте это для каждой фразы до тех пор, пока не сыграете все соло целиком. Это наиболее сложная и наиболее важная часть всего процесса транскрибации соло. Пение необходимо, поскольку оно даст вам ключи к пониманию ритмического и мелодического развития мелодии. Игра фразы на инструменте даст вам возможность практиковать данные паттерны и удостовериться, что вы услышали все ноты правильно.
  2. Используйте музыкальный софт для записи нот. Это необходимый инструмент для запоминания и проверки правильности. Также это вклад в копилку ваших фраз для импровизации.
  3. Уделите особое внимание артикуляции исполнителя (акценты, темп, время, мелизмы и др.). Это очень важный шаг, если вы хотите добиться глубокого понимания соло и его автора. Если вы не уделите время стилистике соло, то не сможете по-настоящему извлечь всю выгоду для себя из этой транскрипции. Так что, не забывайте отмечать это все в нотах по-возможности.
  4. Анализируйте соло. Каждое соло — результат контролируемой свободы исполнителя для выражения его индивидуальности и воображения. Слушая песню вы можете иногда узнать многое о личности солиста. Начните с определения исторического периода записи, затем обратите внимание на гармонию, регармонизацию (если есть), смены тональностей, аккомпанемент, мелодические паттерны. И не забудьте про «фишки» самого солиста.

Мы в Telegram

Ненавязчивая рассылка обновлений сайта

Подписаться

Заключение

Простое чтение нот — пустая трата времени, если у вас нет оригинальной записи, с которой сделана транскрипция на которой слышны все стилистические нюансы. Старайтесь выбирать соло известных музыкантов для начала. Как педагог, никогда не заставляйте снимать соло, которые слишком сложны для текущего уровня ученика. Начните с простых и коротких соло и постепенно усложняйте. Игра уже снятых соло также хорошее упражнение.

А для любителей низких частот на сайте есть подборка соло для бас гитары. Попробуйте применить данные советы к одному из уже снятых соло. Желаю продуктивных занятий!

E-mail рассылка

Делимся опытом, знаниями и другими плюшками для бас гитаристов.

Оставьте комментарий