Привет, коллега! В этой статье я сделал перевод интересного урока от Адама Нили об игре с метрономом, упражнения из которого обязательно помогут вам укрепить внутреннее чувство времени и сделать занятия под метроном более продуктивными.
Хитрость с метрономом означает, что вы настраиваете его не на каждую долю в такте, как обычно, а немного иначе. Вот несколько идей.
Мы в Telegram
Ненавязчивая рассылка обновлений сайта
ПодписатьсяДля целей этого урока мы возьмем, наверно, одну из величайших басовых партий за последние 30 лет, а именно песню Джона Бон Джови «Living on a prayer». Для начала сыграем ее немного медленнее, в темпе 80 ударов в минуту, считая восьмыми нотами вслух (1 an 2 an 3 an 4 an и т.д.)
Почему лучше считать по-английски? Дело в том, что в английском языке при игре в 4/4 это делать удобнее. Смотрите, все числа в английском языке от 1 до 6 — состоят из одного короткого слога (one, two, three, four, five, six). В русском же языке на счет 4 мы имеем аж 3 слога че-ты-ре. Поэтому считалочка one-an-two-an-three-an-four-an прекрасно ложится на 4 удара в такте, а вот раз-и-два-и-три-и-четыре-и не очень.
1. Клик метронома между долями
И вот для чего мы это сделали. Сейчас мы сыграем также, но метроном будет кликать на слог «и», т.е. между долями. И самый простой способ, известный мне, как «войти» в подобный ритм, это начать счет с «и» на 4 клик метронома.
![](https://bassguitarpro.ru/wp-content/uploads/2021/01/neely-metronome-ex-1-1024x281.jpg)
Теперь метроном звучит для нас по-другому, нежели когда он кликает на каждую долю такта. Давайте сыграем в оригинальном темпе.
2. Клик на 1-ю и 3-ю доли в такте
Отлично! Теперь давайте разделим оригинальный темп в 120 ударов в минуту пополам. Получим 60, и пусть каждый удар приходится на 1 и 3 доли такта. Это тот же темп 120 ударов в минуту, но метроном теперь клацает в два раза реже. Вот как это будет звучать.
![](https://bassguitarpro.ru/wp-content/uploads/2021/01/neely-metronome-ex-2-1024x281.jpg)
В этом случае мы несем ответственность за все более мелкие длительности в такте между ударами метронома. Это отличное упражнение для тренировки «внутреннего ощущения времени», чем простое ориентирование на удары метронома в каждую долю.
3. Клик на 2-ю и 4-ю доли в такте
Теперь, скажем, пусть метроном кликает на 2 и 4 в том же темпе. Это прекрасный способ занятий для стилей вроде джаза, рока и подобных, где важную роль в партии барабанщика играет удар по малому барабану и хай-хету в доли 2 и 4. Как раз этим кликом мы имитируем эти инструменты.
![](https://bassguitarpro.ru/wp-content/uploads/2021/01/neely-metronome-ex-3-1024x281.jpg)
4. Клик метронома только в первую долю
Идем дальше. Опять делим 60 пополам и получаем 30 ударов в минуту. Математика, ёпта. Теперь метроном кликает один раз за весь такт и мы ПО-НАСТОЯЩЕМУ должны быть внимательны к мелким длительностям.
![](https://bassguitarpro.ru/wp-content/uploads/2021/01/neely-metronome-ex-4-1024x281.jpg)
Вы заметили, что я сыграл немного с запозданием некоторые ноты? Это отличное занятие для постоянного улучшения вашего «внутреннего метронома». Вы не сможете теперь спрятаться за кликами в каждую долю.
5. Любая доля кроме первой
Опять сместим клик на вторую долю такта (или на 3, или на 4).
![](https://bassguitarpro.ru/wp-content/uploads/2021/01/neely-metronome-ex-5-1024x281.jpg)
6. Играем «Вутенизм»
Сейчас давайте сделаем «Вутенизм» (от имени широко известного Виктора Вутена ), т.е. метроном будет звучать на последнюю восьмушку в такте (счет 4-и).
![](https://bassguitarpro.ru/wp-content/uploads/2021/01/neely-metronome-ex-6-1024x281.jpg)
7. Удар метронома один раз в 2 такта
С каждым делением темпа упражнение становится сложнее и сложнее. Снова разделим пополам, получим 15. Теперь удар метронома будет приходиться только на первую долю каждого 2-го такта.
![](https://bassguitarpro.ru/wp-content/uploads/2021/01/neely-metronome-ex-7-1024x281.jpg)
Сыграем это!
Заключение
На некоторых из метрономов есть визуализация темпа. В моем случае это небольшая линия, которая двигается туда-сюда по прямой. Иногда такая визуализация может помочь при занятиях, а может и навредить. Помочь она может тем, кто лучше воспринимает информацию визуально (визуалы) в связке с аудио.
Навредить же она может по той причине, что используя ее вы реагируете на визуальное отображение доли, а не на чувство ритма. Это подобно дирижеру и классическому оркестру, в то время как джаз и рок музыканты полагаются только на внутреннее ощущение доли.
Еще одно интересное упражнение — записывать четвертные ноты в любую DAW (Logic или Garage Band). Так вы сможете УВИДЕТЬ играете вы впереди или позади доли (о том, что это значит я писал в статье про грув). Это может стать для вас в некотором роде озарением.
Ну, а с вами был Адам Нили. Следите за новыми уроками по игре с метрономом!