Adam Neely. 7 хитростей с метрономом

Привет, коллега! В этой статье я сделал перевод интересного урока от Адама Нили об игре с метрономом, упражнения из которого обязательно помогут вам укрепить внутреннее чувство времени и сделать занятия под метроном более продуктивными.

Хитрость с метрономом означает, что вы настраиваете его не на каждую долю в такте, как обычно, а немного иначе. Вот несколько идей.

Мы в Telegram

Ненавязчивая рассылка обновлений сайта

Подписаться

Для целей этого урока мы возьмем, наверно, одну из величайших басовых партий за последние 30 лет, а именно песню Джона Бон Джови «Living on a prayer». Для начала сыграем ее немного медленнее, в темпе 80 ударов в минуту, считая восьмыми нотами вслух (1 an 2 an 3 an 4 an и т.д.)

Почему лучше считать по-английски? Дело в том, что в английском языке при игре в 4/4 это делать удобнее. Смотрите, все числа в английском языке от 1 до 6 — состоят из одного короткого слога (one, two, three, four, five, six). В русском же языке на счет 4 мы имеем аж 3 слога че-ты-ре. Поэтому считалочка one-an-two-an-three-an-four-an прекрасно ложится на 4 удара в такте, а вот раз-и-два-и-три-и-четыре-и не очень.

1. Клик метронома между долями

И вот для чего мы это сделали. Сейчас мы сыграем также, но метроном будет кликать на слог «и», т.е. между долями. И самый простой способ, известный мне, как «войти» в подобный ритм, это начать счет с «и» на 4 клик метронома.

Пример 1. Клики метронома между долями

Теперь метроном звучит для нас по-другому, нежели когда он кликает на каждую долю такта. Давайте сыграем в оригинальном темпе.

2. Клик на 1-ю и 3-ю доли в такте

Отлично! Теперь давайте разделим оригинальный темп в 120 ударов в минуту пополам. Получим 60, и пусть каждый удар приходится на 1 и 3 доли такта. Это тот же темп 120 ударов в минуту, но метроном теперь клацает в два раза реже. Вот как это будет звучать.

Пример 2. Клики на 1 и 3 доли такта

В этом случае мы несем ответственность за все более мелкие длительности в такте между ударами метронома. Это отличное упражнение для тренировки «внутреннего ощущения времени», чем простое ориентирование на удары метронома в каждую долю.

3. Клик на 2-ю и 4-ю доли в такте

Теперь, скажем, пусть метроном кликает на 2 и 4 в том же темпе. Это прекрасный способ занятий для стилей вроде джаза, рока и подобных, где важную роль в партии барабанщика играет удар по малому барабану и хай-хету в доли 2 и 4. Как раз этим кликом мы имитируем эти инструменты.

Пример 3. Имитация hi-hat с помощью метронома

4. Клик метронома только в первую долю

Идем дальше. Опять делим 60 пополам и получаем 30 ударов в минуту. Математика, ёпта. Теперь метроном кликает один раз за весь такт и мы ПО-НАСТОЯЩЕМУ должны быть внимательны к мелким длительностям.

Пример 4. Клик только в сильную долю такта

Вы заметили, что я сыграл немного с запозданием некоторые ноты? Это отличное занятие для постоянного улучшения вашего «внутреннего метронома». Вы не сможете теперь спрятаться за кликами в каждую долю.

5. Любая доля кроме первой

Опять сместим клик на вторую долю такта (или на 3, или на 4).

Пример 5. Смещение клика на слабую долю

6. Играем «Вутенизм»

Сейчас давайте сделаем «Вутенизм» (от имени широко известного Виктора Вутена ), т.е. метроном будет звучать на последнюю восьмушку в такте (счет 4-и).

Пример 6. Занятия с метрономом в стиле Виктора Вутена

7. Удар метронома один раз в 2 такта

С каждым делением темпа упражнение становится сложнее и сложнее. Снова разделим пополам, получим 15. Теперь удар метронома будет приходиться только на первую долю каждого 2-го такта.

Пример 7. Клик один раз в два такта

Сыграем это!

Заключение

На некоторых из метрономов есть визуализация темпа. В моем случае это небольшая линия, которая двигается туда-сюда по прямой. Иногда такая визуализация может помочь при занятиях, а может и навредить. Помочь она может тем, кто лучше воспринимает информацию визуально (визуалы) в связке с аудио.

Навредить же она может по той причине, что используя ее вы реагируете на визуальное отображение доли, а не на чувство ритма. Это подобно дирижеру и классическому оркестру, в то время как джаз и рок музыканты полагаются только на внутреннее ощущение доли.

Еще одно интересное упражнение — записывать четвертные ноты в любую DAW (Logic или Garage Band). Так вы сможете УВИДЕТЬ играете вы впереди или позади доли (о том, что это значит я писал в статье про грув). Это может стать для вас в некотором роде озарением.

Ну, а с вами был Адам Нили. Следите за новыми уроками по игре с метрономом!

E-mail рассылка

Делимся опытом, знаниями и другими плюшками для бас гитаристов.

Оставьте комментарий