Как записывать бас гитару?

Привет, читатель! Хочется записать свою игру для истории, но не знаешь с чего начать? В этой статье я расскажу про самые распространенные способы записи бас гитары в домашних условиях.

Кстати, запись своей игры во время занятий поможет вам лучше выявлять косяки в собственной игре. Об этом еще говорил Michael Manring в своей статье про луперы, так что не забудь перейти по этой ссылке, чтобы прочитать его рекомендации.

Основные способы

Существует 4 основных способа записи бас гитары: 

  1. Напрямую через звуковую карту
  2. Через DI
  3. Запись звука с микрофона
  4. Микс микрофона и балансного сигнала одновременно

Давайте рассмотрим каждый из методов более детально.

1. Запись баса напрямую

Это самый простой способ как по оборудованию, так и по настройке звука. Вы просто подключаете гитару к звуковой карте, выставляете уровни и включаете запись в DAW на компьютере.

Схема записи баса через звуковую карту
Ex. 1 — Схема записи через звуковую карту

Как видите, это минимальный набор инструментов для записи, и необходимый минимум — это лучшая звуковая которую вы можете купить, хороший шнур и компьютер с программным обеспечением типа Logic Pro, Cubase, Ableton и т.п. На этом этапе лучше отдать предпочтение недорогим внешним звуковым картам с USB интерфейсом. Если вы хотите немного сэкономить при покупке, то промокоды музыкальных магазинов есть в статье по ссылке.

2. Запись баса через pre-amp

Эта схема нуждается в отдельном или встроенном в усилитель преампе. Вам понадобится шнур с XLR разъемами, чтобы взять сигнал из DI. Обычно, с помощью переключателя PRE/POST вы можете брать сигнал либо до эквалайзера, либо после. Таким образом, поставив выключатель в POST вы будете влиять на записываемый звук с помощью эквалайзера.

Схема записи баса через преамп
Ex. 2 — Запись бас гитары через преамп и звуковую карту

Метод очень хорош, позволяет получить чистый, насыщенный звук. Но все же в нем не хватает низа, который дает динамик, и поэтому звук немного «стерильный».

3. Запись бас гитары микрофоном

Если у вас есть отлично звучащий усилок, то вам стоит рассмотреть этот способ, т.к. с его помощью вы сможете получить наиболее естественный звук и передать в полной мере характер баса. Два важных фактора при выборе микрофона:

  1. Frequency Response — частотные характеристики
  2. Sound Pressure Levels (SPL) — уровень звукового давления

Очень важно, чтобы частотные характеристики отвечали в полной мере записи басовых инструментов. У них должен быть хороший отклик на низкие частоты, небольшой провал в середине и маленький пик в районе 3-5кГц, отвечающий за «присутствие». Что касается звукового давления, то микрофоны динамического типа подходят обычно лучше всего, однако это не говорит о том, что конденсаторные не подойдут от слова совсем.

Так можно использовать конденсаторный микрофон или нет?

Если коротко, то да, можно. Однако, лучше всего для бас гитары подойдут динамические микрофоны, даже при том, что они вносят свой «окрас» в записанный сигнал. Если же вы предпочитаете наиболее натуральное, естественное звучание бас гитары на записи, тогда вы можете посмотреть в сторону конденсаторных микрофонов. Только помните о том, что нужно держать уровни сигнала на усилителе и на микрофоне в правильных пределах. Используйте функцию PAD на микрофоне или преампе, которая понизит уровень сигнала на 10-15dB.

[Ads]

Как расположить микрофон?

К сожалению, здесь нет одного совета, подходящего для любой ситуации. Так что, приготовьтесь экспериментировать с расположением и расстоянием микрофона относительно динамиков. Внимательно слушайте результат и попытайтесь понять, какой из вариантов подходит больше всего.

Схема записи бас гитары с помощью микрофона
Ex. 3 — Запись бас гитары через микрофон

Сперва попробуйте поэкспериментировать с расположением микрофона относительно диффузора динамика. Как и с гитарой, вы можете контролировать «теплоту» и «прозрачность» звука с помощью расстояния. Обычно располагая микрофон напротив центра динамика вы получаете более резкий звук, а отодвигая его от центра добьетесь большей теплоты.

Второе — это расстояние между динамиком и микрофоном. Все микрофоны разные, так что слушайте внимательно и используйте хорошие наушники во время экспериментов. При отдалении микрофона, тон изменяется от очень сухого, конкретного и без реверберации к более натуральному и «округлому». Еще один момент — это эффект приближения (proximity effect), при котором басовые частоты стают более выраженными, когда вы двигаете направленный микрофон ближе к источнику звука. Звукорежиссеры часто используют этот эффект для записи гитары, чтоб сделать ее более «жирной», но для баса это также может быть полезным. Поэкспериментируйте с расстояниями от 10 до 45 см.

Мы в Telegram

Ненавязчивая рассылка обновлений сайта

Подписаться

Многие не обращают внимания на напольные покрытия. Например, расположив кабинет на твердых и гладких покрытиях вы получите больше отражений в звуке и он станет более светлым, чем при таких же условиях на ковровом покрытии. Помните, что чем дальше вы ставите микрофон от динамика, тем больше отраженный от пола и стен звук будет влиять на сигнал. Общее правило такое, чем больше расстояние до динамика, тем более достоверный звук усилителя и комнаты вы сможете записать. Он будет более натуральным. Зависимо от стиля музыки, для которого вы делаете запись, это может сыграть существенную роль.

Немного про диаграммы направленности

Самой популярной диаграммой направленности для записи баса является кардиоида. Она помогает лучше бороться со звуком соседних инструментов и отраженным звуком от пола и стен. С другой стороны такая направленность также больше «красит» звук из-за эффекта приближения (proximity effect), который был описан выше. Если вы хотите избежать этого эффекта, и получить более естественный звук, то используйте микрофон с круговой диаграммой направленности. Микрофоны с этой диаграммой направленности имеет охват звука в 360°. Если комната, в которой вы пишете бас, спроектирована правильно и «звучит» отлично, тогда немного естественной реверберации не повредит. Для большинства же домашних студий более логичной будет борьба с реверберацией во время записи и добавление ее после.

4. DI и микрофон

В этом методе вы просто одновременно записываете два сигнала и затем смешиваете их в финальном миксе. Нужно взять выход с DI вашего усилителя и подключить его в первый вход звуковой карты. Во второй вход вы подключаете микрофон как в предыдущем варианте.

Схема записи через микрофон и преамп
Ex. 4 — Запись сигнала с комбика и преампа одновременно

Как звучат разные подходы к записи можно послушать в видео у Скота Дивайна на 11:30

Лично мне больше всего нравится чистый DI и DI + Mic. Но, окончательный выбор должен зависеть от того, какой из вариантов лучше ляжет в общий микс. Поэтому, прекрасно, когда есть из чего выбирать и вы можете сделать одновременно запись через DI и микрофон.

Еще несколько советов из журнала iBassMag

  • Басовые частоты любят прятаться по углам, поэтому акустика комнаты, в которой вы пишете, очень важна. Неконтролируемая реверберация может навредить вашей записи. Записывайте максимально сухой звук, а эффекты добавляйте потом.
  • Используйте сигнал DI вместе с сигналом микрофона. Это даст вам сразу две дорожки для последующей работы. Часто микс двух дорожек дает именно то звучание, которое вам нужно.
  • Используйте подходящий микрофон. Это очень важно и часто именно здесь допускают много ошибок. Микрофон для записи вокала может совершенно не подходить для записи баса. При записи вокала низкие частоты, которые важны для баса, не нужны. Поэтому вокальный микрофон скорее всего не передаст низы баса. Что-то вроде AKG D112 или Shure PGA52/Beta52 для записи бас бочки и бас гитары подойдет идеально.
  • Записывайте пока не надоест. Часто первый дубль самый лучший, но записав больше дублей у вас будет материала в избытке для финального микса.
  • И не забудьте настроить свой бас по тюнеру! А то придется все переписывать))

Если статья была полезна, подписывайтесь на мой телеграмм канал, группу ВК или email рассылку. Желаю удачных дублей и пробивных басовых партий!

E-mail рассылка

Делимся опытом, знаниями и другими плюшками для бас гитаристов.

Оставьте комментарий