Простой гармонический анализ джазового стандарта Satin Doll

Привет! В этой статье я хочу вместе с вами провести гармонический анализ известного джазового стандарта Дюка Эллингтона (Duke Ellington) Satin Doll. В гармонии этой песни используются настолько распространенные приемы, освоив которые, вы сможете лучше понять множество других подобных пьес классической эры джаза.

Эта статья будет особенно полезна тем музыкантам, которые только начинают свое знакомство с джазом и его классическим репертуаром. По окончании нашего анализа, вы сможете запоминать подобные прогрессии намного легче. На мой взгляд, легче всего запоминать что-то, когда есть понимание того, как устроена гармония.

Версия Satin Doll 1962 года в исполнении оркестра Дюка Эллингтона

Вот одна из записей в хорошем качестве в исполнении оркестра. Несколько подобных «клипов» были проспонсированы компанией Goodyear в 60-х года. На басу играет Aaron Bell, ударные Sam Woodyard.

Версия Satin Doll в исолнении Bireli Lagrene и Jaco Pastorius

Лично мне больше всего нравится данная версия в исполнении трио гитариста Бирэли Лагрина с участием Жако Пасториуса.

Тональность и тональные центры

Гармония и мелодия джазового стандарта Satin Doll
Гармония Satin Doll из RealBook

Для начала давайте обратим внимание на ключевые знаки. Их нет, значит основная тональность произведения либо до-мажор либо параллельный ей ля-минор. Взглянув на последний такт, обозначенный словом Fine (т.е. конец) видим аккорд C. Значит, мы находимся в тональности до-мажор.

Теперь новичкам важно уяснить, что помимо основной тональности у нас есть еще и тональные центры. Вообще, абсолютное большинство джазовой музыки тех лет строилось вокруг нескольких тональных центров и переходов от одного центра к другому.

[Ads]

Тональный центр — это временный (обычно на несколько тактов) уход из основной тональности в другую, иначе говоря отклонение. Т.е. из до-мажора мы можем уйти на несколько тактов в тональность фа-мажор. Об этом нам может свидетельствовать появления ноты Bb в мелодии или гармонии. Далее мы разберем все это на примере.

Форма

Давайте теперь определим форму этого джазового стандарта. Мы видим два практически идентичных повтора по 8 тактов (1 и 2 вольты), затем 8 тактов новой мелодии и возврат к первоначальной теме еще на 8 тактов. Получается форма AABA.

Гармонический анализ основной темы

Прежде чем читать дальше, убедитесь, что вы понимаете что такое последовательность аккордов 2-5-1, т.к. Дюк Эллингтон будет использовать ее очень активно на протяжении всей песни.

Гармония части А
Гармония Satin Doll в части A

Посмотрим на первые два такта. Аккорды Dm7 и G7 это ничто иное, как последовательность 2-5 в тональности до-мажор. Далее, в такте 3 и 4 мелодия повторяется на тон выше и гармония смещается тоже на тон выше. Аккорды Em7 и A7 говорят нам о приближении аккорда D, который является двойной доминантой в основной тональности до-мажор.

Рассмотрим такты 5 и 6. В пятом такте мы видим снова последовательность 2-5, но уже в тональности соль-мажор. Но, можно на этот такт смотреть немного иначе.

[Ads]

Поскольку аккорды II и V очень тесно связаны между собой, в джазе есть правило, что перед любым доминантсептаккордом можно сыграть аккорд 2 ступени тональности. Обыгрывание в импровизации при этом может основываться на линиях в миксолидийском ладу для обоих аккордов.

Таким образом происходит усложнение гармонии и придание ей дополнительного движения, что очень важно в джазе. Пойдем обратным путем и попробуем упростить нашу последовательность в тактах 3-6 убрав малые минорные септаккорды: | A7 | A7 | D7 | Db7 | C |

Упрощение гармонии Satin Doll
Упрощенная гармония части A

Теперь нам явно видно движение баса по хроматизму от ноты ре к тонике до. Давайте разберемся откуда появился аккорд Db7.

Тритоновая замена

В любом доминантсептаккорде два важнейших тона это терция и септима, потому как именно их движение на пол-тона создает разрешение в тонику. Мы держим в уме, что мы все еще в тональности до-мажор, но ноты ре-бемоль в этой тональности нет. Перед тоникой логично было бы взять доминанту в тональности, а именно аккорд G7, состоящий из нот G B D и F. Терция и септима этого аккорда это ноты B и F соответсвенно. Запомним их.

Теперь мы разложим аккорд Db7 по нотам — Db F Ab и Сb. Также найдем его терцию и септиму — ноты F и Cb, которые энгармонически (по-звучанию, а не написанию) равны F и B. Мы только что обнаружили, что терция и септима двух аккордов G7 и Db7 это одни и те же ноты, с разницей лишь в том, что они являются как бы обращениями друг друга.

Поскольку, как я уже писал, терция и септима это важнейшие ноты в доминантсептаккорде, то мы можем заменить аккорд G7 на аккорд Db7. Да тоника аккорда изменилась, но в этом и фишка! G отстоит от ноты Db ровно на тритон, между терцией и септимой B и F, F и Cb тоже тритон! Поэтому эта замена аккордов называется тритоновой заменой.

Turnaround

Теперь мы дошли до первой вольты (такты 7 и 8). Из них, нам нужно вернуться в такт 1 и сделать это необходимо максимально плавно и красиво. Для этого в 8 такте, снова используется последовательность 2-5, но уже в миноре, т.к. первый аккорд в первом такте это Dm7. Полная минорная последовательность 2-5-1 (читай о ней в статье про 2-5-1).

Бридж

В бридже у нас происходит отклонение в новый тональный центр фа-мажор. Это тональность субдоминанты основной тональности, и это один из самых распространенных способов придать новизны в джазовых стандартах.

Гармония Satin Doll в части B
Гармония Satin Doll в части B

В первых четырех тактах мы снова видим последовательность 2-5-1 в фа-мажоре. До этого закрепления в тонике через 2-5 не было. В третьем такте мы разрешаем II — V в новую тонику. В четвертом такте можно было бы остаться и на тонике, но это звучит достаточно скучно если перед этим аккорды менялись каждые пол-такта, поэтому мы снова видим здесь Gm7 и С7.

Далее по той же схеме, что и в части А мы переходим в тональность двойной доминанты (соль-мажор) следуя за мелодией, которая к слову также повторяется на тон выше. И в последнем такте мы опять возвращаемся в А часть через оборот II — V (Em7 A7).

Вывод

Пьеса Satin Doll (Атласная кукла) Дюка Эллингтона это нетленная классика джаза. Как видите ее гармония и мелодия очень проста и не замысловата. В ней нет сложных концепций и она идеально подходит для новичков, решивших погрузиться в мир джазовой гармонии.

Если вы всерьез задумались об изучении джаза, то я рекомендую приобрести книгу «Основы джазовой гармонии». Покупая книгу по моей ссылке, вы делаете неоценимый материальный вклад в развитие этого сайта и написание новых статей для вас.

E-mail рассылка

Делимся опытом, знаниями и другими плюшками для бас гитаристов.

Оставьте комментарий