Michael Manring. 4 способа занятий с лупером на басу

Майкл Мэнринг (Michael Manring) рассказывает о том как эффективно использовать лупер педаль во время занятий на бас гитаре. Если у вас уже есть лупер или вы только планируете приобрести, то эта статья не оставит вас равнодушным. Если же вы пока не знаете о чем идет речь, то я рекомендую посмотреть на это исполнение известной композиции Жако Пасториуса «Teen Town». Кстати, вы можете скачать ноты оригинальной версии Teen Town на нашем сайте.

1. Запись и прослушивание своей игры.

Сложно передать необходимость прослушивания себя со стороны. Как известно, “лента не врет”, и ничто не заставит тебя играть лучше, чем оценка собственной игры в записи. Запись бас гитары настолько полезна, что нам всем, наверное, следовало бы включать рекордер во время занятий и уделять время для анализа записанного.

Не знаю как вам, но мне всегда было крайне неудобно записываться на кассеты, DAT или даже цифровые рабочие станции. Для сравнения, лупер всегда готов, только нажми на кнопку. Не нужно отматывать ленту назад, чтобы прослушать результат, плюс очень легко стереть только что записанный материал, если он Вам не нравится (скорее всего вы будете использовать эту функцию так же часто, как и я).

Эти качества делают луперы идеальными для записи идей, неожиданно пришедших вам в голову, или части песни над которой вы работаете в данный момент. Один из моих луперов имеет встроенный метроном, с помощью которого можно контролировать насколько точно я нахожусь «в клике», что, несомненно, будет полезным навыком для сессионного музыканта.

Мы в Telegram

Ненавязчивая рассылка обновлений сайта

Подписаться

Но настоящее веселье начинается когда вы используете функции наложения (overdub)!

2. Работа над аккомпанементом.

Луперы — отличный инструмент для развития навыков аккомпанемента. Очень важно понимать что чувствуют музыканты играя с вами, так что одно из моих частых упражнений — это запись басовой линии и чередование мелодии и соло поверх записанного аккомпанемента. Этот отличный способ для наработки джазового репертуара также  подойдет практически для любого другого жанра музыки. Я обнаружил, что более глубокого пониманию своею игру, когда попеременно занимаюсь над грувом, мелодией и соло.

Если хотите, то можете добавить ко всему еще и упражнения над компингом (comping — аккордовый аккомпанемент). Басистам не часто доводится играть аккордовый аккомпанемент, но я считаю, что глубокое понимание гармонии песни пойдет только на пользу и даст рост вашей музыкальности. Кроме того, никогда не знаешь в какой момент эти навыки могут пригодиться!

Если вас действительно увлекают эти идеи, и вы хотите почувствовать с чем имеют дело наши коллеги по ритм-секции, можете добавить в свои лупы немного перкуссивых звуков. Я обнаружил, что щепок приглушенной (mute) струны Е похож на удар бас бочки, а шлепок по струнам над звукоснимателем заменит малый барабан.

Неважно какую партию песни вы решили записать, потратьте некоторое время просто слушая то, что у вас получилось. Я не уверен какой именно психологический эффект имеет место быть, но каждый раз поражаюсь насколько все по-другому звучит, когда вы непосредственно играете сравнительно с тем, когда просто слушаете со стороны. Некоторые луперы имеют функцию сохранения, так что вы можете послушать свою игру через пару дней. Перспектива — хорошая штука!

3. Работа над ритмом.

По моему мнению, в большинстве случаев то, что мы воспринимаем как четкий грув, создается с помощью ритмической точности, т.е. прослеживается четкая взаимосвязь между точностью и грувом. Обычно выработка ритмической точности на басу задача не из простых, т.к. этот инструмент имеет относительно мягкую атаку в сравнении с малым барабаном например. Такая атака не позволяет услышать насколько близко к доле вы находитесь.

Когда грув звучит как-то не так и вы не знаете почему, то обычно причина именно в этом. Игра с метрономом — это хорошо, но поскольку звук баса и клика различны, вы можете быть весьма далеки от доли не осознавая этого. Использование очень коротких лупов позволит использовать различные звуки и сконцентрироваться на цели упражнения.

Вот рецепт. Во-первых, нужно поднять эквалайзером средние частоты на басу так, чтоб атака инструмента была максимально чистая и перкуссивная. Затем полностью заглушите струны левой (правой для левшей) рукой так, чтоб у вас получился короткий глухой звук. Включите запись на лупере и немедленно запишите один короткий удар сразу же закрыв запись.

[Ads]

Не столь важно какой длины получился ваш луп, но чем он длиннее, тем сложнее упражнение. Просто слушайте его какое-то время, чтобы понять как звучат очень ровные четверти или половинные и затем пробуйте играть вместе с ними. Помните, чем более похож тембр двух нот, тем легче определить их ритмическую синхронность, так что держите свою руку на грифе и старайтесь играть тем же звукоизвлечением как  и при записи лупа. Играя, слушайте расхождения (форшлаги) между записанной нотой и той что играете в данный момент. Если вы все делаете правильно, то услышите только одну ноту. Более того, иногда вы можете не услышать ничего. Если у вас получится сыграть ноту ритмически и тембрально идентичную записанной, но в противофазе, то звук этих нот полностью погасит друг друга и вы услышите тишину. Это звучит весьма странно, но случается со мной время от времени.

Если возможно, настройте свой лупер так, чтоб живой звук программно помещался в противофазу с записанным. Это поможет вам привыкнуть к таким моментам и даст знать наверняка, что вы все делаете правильно. Если есть возможность, запишите себя во время этого упражнения и слушайте после где вы играете впереди или позади доли. Скорее всего вы обнаружите, что стали играть более четко после минуты-другой так что меняйте темп часто. После того, как привыкли к игре одиночных нот с лупом пробуйте играть в два три раза быстрее, т.е. пробуйте дробить долю на более мелкие длительности. Также можете использовать более длинные лупы играя поверх различные ритмические фигуры и увидите как близко вы попадаете в первую долю. Это особенно сложно если используете комбинации триолей, шестнадцатых и длинных пауз.

Одна из моих любимых вариаций этого упражнения — это записать одну перкуссивную ноту как в прошлом упражнении и считать ее началом группы из четырех шестнадцатых нот («one» в группе «one — ee — and — ah»). Затем, включите второй слой записи и попробуйте сыграть остальные ноты из группы. Начните с «and» и затем запишите «ee» и «ah», но пробуйте это делать в различной последовательности. Ваша цель — записать четыре идентичные, равномерно отстоящие во времени друг от друга ноты.

После того как потренируетесь делать это с одной долей, пробуйте делать то же самое для двух и даже четырех долей. Это немного сложное упражнение, но оно научит вас играть каждую шестнадцатую именно там, где она должна быть.

4. Работа над интонацией.

Если вы играете на безладовом басу, то лупер — ваш лучший друг в работе над интонацией. Как и в работе с ритмом, вам будет легче услышать интонационную разницу между двумя похожими звуками. Если вы записываете два и более слоев на одном инструменте, вам  просто необходимо звучать «в кассу».

Я люблю записывать педальные тона октавами и квинтами и импровизировать поверх них, но не стоит на этом останавливаться! Также я записываю гаммы в лупер, играя их на своем ладовом инструменте, и после играю их в  унисон или в интервал на безладовом. Играйте медленно на первых порах постепенно увеличивая темп.

Я заметил, что многие безладовые басисты играют довольно стройно в медленных темпах, но теряют эту точность при увеличении темпа. Конечно, не стоит ограничивать себя только гаммами. Вы можете играть это упражнение с любой мелодией, любым арпеджио и др. Я рекомендую работать таким образом над интонацией как можно чаще.

Статья с сайта The International Institute of Bassists

E-mail рассылка

Делимся опытом, знаниями и другими плюшками для бас гитаристов.

Оставьте комментарий