Janek Gwizdala || 5 упражнений, необходимых каждому бас гитаристу

В этой статье приведены пять упражнений, которыми бас гитарист Janek Gwizdala поделился с читателями на страницах сайта Premier Guitar. За свою карьеру он записал семь альбомов как бэнд лидер и участвовал во множестве других проектов как сайдмен.

Также Янек написал несколько книг в которых разобрал по косточкам свою систему занятий и упражнений. В данной статье приводятся некоторые из этих упражнений.

Я хочу поделиться с вами несколькими упражнениями, которые были неимоверно полезны для меня, как бас гитариста, уже более 15 лет (прим. статья написана в 2011). Название говорит само за себя: какие 5 упражнений, необходимы вам как бас гитаристу?

Конечно, не в коем случае я не утверждаю, что это все упражнения, над которыми вам нужно работать, чтобы стать классным бас гитаристом, но эти простые идеи помогли мне развить ритмичность, ровность звукоизвлечения, подвижность пальцев и другие фундаментальные аспекты техники и музыкальности.

Мы в Telegram

Ненавязчивая рассылка обновлений сайта

Подписаться

В основном, это выдержки из моего общего комплекса упражнений для разминки и занятий на басу. Я думаю, что очень важно, независимо от стиля музыки в котором вы играете, иметь полный контроль над гармонией, мелодией, и ритмом. Примеры в данной статье не только помогут улучшить эти три музыкальных аспекта, но также дадут вам больший контроль над инструментом.

Упражнение 1. Арпеджио мажорного септаккорда

Арпеджио мажорных септаккордов по квинтовому кругу
Упражнение 1. Арпеджио мажорных септаккордов

Что ж, давайте приступим и рассмотрим упражнение, которое я использую очень давно для разминки, когда беру бас в руки. Арпеджио мажорного септаккорда (1-3-5-7) является основой Ex. 1, и начинается в тональности до-мажор. Все упражнения в этой статье я рекомендую играть сперва медленно, возможно с метрономом если вам нужна дополнительная дисциплина.

Упражнение 2. Арпеджио мажорного септаккорда двойными нотами

Арпеджио мажорного септаккорда двойными нотами
Упражнение 2. Арпеджио мажорного септаккорда двойными нотами

Мелодическое и гармоническое содержание Ex. 2 такое же, как и в предыдущем упражнении, но в этот раз я удваиваю каждую ноту, чтобы прокачать переменную игру первым и вторым пальцем в правой руке. Я заметил, что мои руки разогреваются с различной скоростью, когда я сажусь заниматься, и удваивая ноты в правой руке указательный и средний палец приходят в форму немного быстрее.

Упражнение 3. Переходы между струнами

Один из вызовов, с которым сталкивается каждый басист и гитарист — это переходы между струнами. Определенно, для меня это было также не легкой задачей добиться беглости при переходе со струны на струну. Я придумал небольшое упражнение, которое призвано укрепить пальцы левой руки и научить их работать равносильно.

Упражнение для тренировки переходов между струнами
Упражнение 3. Тренировка переходов между струнами

Когда играете это упражнение, помните что не должно быть разницы при игре первым и вторым, вторым и третим, третьим и четвертым пальцами. Опять же, начинайте в медленном темпе и постепенно ускоряйтесь.

Принуждая мышцы делать что-то новое, к чему они не были готовы, сразу в быстром темпе только навредит и может привести к травмам.

Упражнение 4. Секвенции

Сейчас я понимаю, что игра гамм может быть нудной, но по моему опыту без них не обойтись. Это то, чем я много занимался и продолжаю это делать. Когда я только начинал, я нашел старый учебник по фортепиано моего отца и адаптировал несколько упражнений из него под бас гитару.

Секвенция в мажорной гамме
Упражнение 4. Секвенция в мажорной гамме

В Ex. 4 мы прежде всего хотим сыграть гамму музыкально, вместо того, чтобы бездумно гонять ее вверх и вниз по грифу. Идея в том, чтобы группировать ноты из гаммы в «ячейки» по четыре ноты и тренировать сразу обе руки. Я советую использовать это упражнение как шаблон для создания собственных упражнений для мажорных и минорных гамм.

Упражнение 5. Разрешение уменьшенного септаккорда в минор

Последняя идея, которой я хочу поделиться в этой статье, немного сложнее предыдущих, но полностью играбельна для любого, кто потратит немного времени и освоит аппликатуру упражнения. Это не только упражнение на развитие техники.

Здесь мы имеем дело с гармоническим разрешением уменьшенного септаккорда (1-b3-b5-bb7) в минорную тонику. Вы заметите что Ex. 5 начинается с восходящего арпеджио C# уменьшенного септаккорда и заканчивается нисходящим движением по арпеджио ре минора.

Арпеджио уменьшенного септаккорда разрешается в минор
Упражнение 5. Арпеджио уменьшенного септаккорда разрешается в минор

С точки зрения гармонии я рассматриваю C#dim7 как альтерированный доминантсептаккорд без тоники (в данном случае можете думать о нем как об A7b9 и играть эти ноты на педальном тоне А), который разрешается в ре минор. Это дает мне возможность разрешать доминанту в тонику полутоновым ходом (C#- D) в басу. Это также дает мне возможность по другому взглянуть на минорные арпеджио, а пальцам левой руки выйти из зоны комфорта.

Я надеюсь вы найдете в моих упражнениях для себя что-то полезное или сможете адаптировать их под свой стиль игры.

Статья с сайта PremierGuitar.com

E-mail рассылка

Делимся опытом, знаниями и другими плюшками для бас гитаристов.

Оставьте комментарий