Что такое шагающий бас?

Привет! В этой статье я хотел бы рассказать для начинающих бас гитаристов, что такое шагающий бас и прояснить некоторые неочевидные моменты.

Шагающим басом (англ. walking bass) принято называть такую басовую партию в которой на каждую четверть такта в басу играется четвертная нота. Однако, к этому определению стоит добавить несколько пояснений, иначе оно будет чрезвычайно не точным и не отражающим суть шагающего баса.

Иногда можно услышать название блуждающий бас — это одно и то же. У термина шагающий бас есть даже профессиональный жаргон! Например его еще называют ходильник и шагалка.

Это то, что быстро всплыло в памяти. Если у вас есть свои варианты подобного жаргона, напишите пожалуйста в комментах.

Три ремарки к определению шагающего баса

Мы в Telegram

Ненавязчивая рассылка обновлений сайта

Подписаться

Во-первых не всегда играя четверти на каждую долю у вас получится линия шагающего баса. Здесь все дело в правильном чувстве стиля. Такой тип басовой линии присущ в основном джазовой музыке, а в ней нужно научиться чувствовать вторую и четвертую доли такта чтобы добиться свинга.

Свинг (от англ. to swing — раскачиваться) — своеобразная раскачка в музыке, когда сильная и относительно-сильная доли в 4/4 такте (1-я и 3-я) не акцентируются, а акценты смещаются на слабые доли такта (2-я и 4-я).

Так что, наша первая ремарка будет о том, что шагающий бас исторически появился в джазовой музыке, поэтому ему должно быть присуще чувство свинга. Без этого, к сожалению, никак.

Во-вторых, поскольку шагающий бас «родился» в джазе, то линия шагающего баса импровизационна по своей сути и не может состоять из повторяющихся ходов. Ниже привожу примеры плохих басовых линий.

В этой линии шагающего баса нет движения, мы словно топчемся на месте. Обратите внимание насколько она угловата из-за повторов тоника-квинта. Такая линия скорее скажет вам, что сыграл ее начинающий басист, не сильно знакомый пока с этим стилем музыки.

Пример плохого шагающего баса
Пример неудачной линии шагающего баса

В следующем примере линии баса явно не хватает импровизационности. Здесь мы просто переносим паттерн с одного аккорда на другой, а где аккорд не меняется повторяем. Даже сыграв эту линию с правильным чувством свинга ее нельзя назвать хорошим примером, хотя в ней присутствуют все остальные элементы хорошего шагающего баса, а именно: плавное движение вверх-вниз, плавное соединение аккордов, явное обозначение текущего аккорда.

пример плохой линии шагающего баса
Еще один пример неудачной линии шагающего баса
В самих паттернах нет ничего плохо, просто не используйте их так навязчиво!

И в-третьих — даже если пульсация измеряется четвертными нотами, это не значит, что басисту запрещено играть другие длительности. Добавляя триоли, свинговые восьмые а также паузы вы можете невероятно разнообразить партию и сделать ее супер-интересной и при этом она будет также шагать! Об этом поговорим чуть ниже.

Зачем мне заниматься шагающим басом?

На этом этапе чтения у многих читателей не сильно привязанных к джазу может возникнуть законный вопрос: «Я играю рок / металл / регги / поп / ____ / (нужное подчеркнуть или вписать) . Зачем мне изучать шагающий бас?»

Я отвечу так — в каком бы стиле музыки вы не играли изучение джаза и шагающего баса поможет вам в создании собственных партий в любом стиле музыки. Смотрите сами, чтобы сыграть грамотно walking bass вам нужно знать строение аккордов (трезвучия и септаккорды), уметь играть гаммы и арпеджио, иметь представление о голосоведении, лады народной музыки (дорийский, миксолидийский и вот это вот все), уметь использовать хроматизмы и знать гриф бас гитары как свои пять! И самое важное, вы сочиняете шагающий бас в реальном времени, т.е. импровизируете.

Поэтому я вижу прежде всего прекрасный инструмент для изучения грифа бас гитары и развития других крайне важных музыкальных навыков. Теперь представьте как вы перенесете весь этот арсенал в вашу группу и ваш любимый стиль музыки.

Бас гитара и шагающий бас

Хотя традиционному джазовому составу более присущ контрабас это не значит, что шагающий бас будет звучать хуже на бас гитаре. Отнюдь, в некоторых случаях она ложится в микс даже лучше, чем ее классический предок.

Песни с шагающим басом

В качестве примера песен с шагающим басом можно привести практически любой джазовый стандарт сыгранный в свинге. Даже на этом сайте вы можете найти несколько полных транскрипций шагающего баса, сыгранных признанными мастерами, я бы даже сказал иконами этого стиля — Ray Brown, Ron Carter, Rufus Reid, Tyrone Wheeler и другие. Вот несколько ссылок:

  1. Donna Lee
  2. Killer Joe
  3. Impressions
  4. Джазовый блюз в F

Если же вам действительно интересно погрузиться в эту музыку, то я бы рекомендовал послушать записи Оскара Питерсона, Майлза Дэвиса и других корифеев мирового джаза. Если же вы любите классику в современном звучании от себя горячо порекомендую трио Эдди Хигинса (Eddie Higgins Trio).

Как написать линию шагающего баса

Как я писал уже выше, все мастера джаза, для которых игра шагающего баса это «и хлеб и икра на хлеб», не играют заученные линии для всей композиции, а импровизируют! Поэтому, лучшие линии шагающего баса были сымпровизированы, а не заранее сочинены и выписаны в ноты.

Но, это не значит, что нет никаких правил и этому нельзя научиться! Обучение построению линий шагающего баса выходит за рамки этой статьи и в принципе не может уместиться в одну статью. Это был бы скорее цикл статей, и если эта тема действительно интересна читателям этого сайта, я могу развить ее в следующих публикациях. Так что, жду вашей реакции ниже в секции комментариев.

Если вы пишите партитуру для ансамбля и не знаете как написать шагающий бас, то просто напишите цифровку для басиста.

Здесь я лишь хотел бы упомянуть несколько правил, которых следует придерживаться при сочинении баса в этом стиле музыки. Они не высечены в граните, так что вы можете их нарушать если этого требует музыка. Но, как правило, это хорошая отправная точка в построении басовой линии.

Освойте two feel

В партии шагающего баса не всегда больше нот значит лучше. Начать песню вполне можно с половинных нот. Половинные сыгранные на свинговую пульсацию называются two feel. У нас обычно говорят «сыграть на два» или что-то в этом духе. Если половинными играть очень скучно, то можно добавить четверти на 3 и 4 доли.

Пример two feel в песне Donna Lee
Two Feel на примере шагающего баса из Donna Lee

Первая доля в такте для тоники

Правилом хорошего тона считается играть тонику аккорда на первую долю такта. Конечно, это не обязательно делать всегда, т.к. помимо прочего нужно еще хоть иногда вспоминать о голосоведении.

Вот один из хрестоматийных примеров, когда прийдя в септиму аккорда Gmin7 на 4-ю долю самым лучшим решением будет разрешить ее в терцию последующего аккорда C7.

пример правильного голосоведения
Пример правильного голосоведения

Однако, не следует этим сильно злоупотреблять. Нужно помнить, что в джазовом составе при аккомпанементе солисту, именно бас отвечает за тонику, т.к. например у фортепиано в левой руке тоники может не быть вообще!

Вторая доля — темная лошадка

Пожалуй, вторая доля в свинге это именно то место, где вы можете сыграть практически любую ноту. При этом очень важно что вы сыграете после нее. На вторую долю вы можете снова сыграть тонику, любую ноту из гаммы, хроматизм к следующей аккордовой ноте выше или ниже. Одним словом поэкспериментируйте здесь!

Для начала пробуйте использовать например терцию аккорда, или септиму.

Третья доля для квинты аккорда

Как бы тоже правило хорошего тона, но на практике нарушается оно достаточно часто. Для начинающего бас гитариста это простой и понятный остальным музыкантам выбор.

Четвертая доля для хроматизма или аккордового тона

На четвертую долю я бы рекомендовал стараться использовать такую ноту, которая отстоит выше или ниже на пол тона (1 лад) от тоники (или терции) следующего аккорда. Таким образом у вас получится создать своего рода «напряжение», которое быстро разрешится в следующем такте. Это очень эффективный прием.

Также на четвертую долю хорошо работают кварто-квинтовые разрешения, т.к. они очень четко обозначают движение гармонии. Для лучшего понимания проанализируйте нотные примеры, которые я приводил ранее.

bassguitarpro gravatar
Получите pdf файл с нотами и табулартурами партии бас гитары из вашей любимой песни в течение нескольких дней. Уже снято более 150 песен для довольных клиентов.

Снова хочу отметить, что это не туториал по написанию партий шагающего баса, и было бы очень опрометчиво пытаться запихнуть все приемы и пояснения в одну статью. Так что если я увижу интерес к этой теме у читателей сайта, то обязательно продолжу ее развивать.

Список рекомендованной литературы

О шагающем басе написано и снято не одно учебное пособие. Вот несколько достойных внимания на мой взгляд:

E-mail рассылка

Делимся опытом, знаниями и другими плюшками для бас гитаристов.

Оставьте комментарий