В данной статье известный американский басист и преподаватель Ed Fridland
делится своим небольшим исследованием на тему нестандартных блюзовых форм. Когда речь заходит о блюзе, то обычно подразумевается стандартный 12-ти тактовый блюз, к которому мы все привыкли. Но, существует также и 8-ми тактовые формы, о которых сегодня и пойдет речь. Оригинальная статья была написана для журнала bassplayer.com.
В своих самых ранних формах блюз не был привязан к определенному количеству тактов, и исполнитель обычно делал смену аккорда там, где ему было нужно. Такая форма гармонической свободы была отличительной особенностью народной музыки, но также перекочевала в электрический блюз. Самым ярким представителем такого стиля был John Lee Hooker
.
Восьмитактовый блюз также тяготеет своими корнями к народной музыке, и две песни, которые мы рассмотрим в этой статье — «Trouble in Mind» и «Key to the Highway» — были фаворитами у таких акустических блюзменов как Lightning Hopkins
, Big Bill Broonzy
и Mance Lipscomb
. Позже эту 8-ми тактовую форму переняли такие артисты как Bob Wills & His Texas Playboys
, James Blood Ulmer
, Eric Clapton
и Nina Simone
.
Мы в Telegram
Ненавязчивая рассылка обновлений сайта
ПодписатьсяВ первом примере (Ex.1) показан 8-ми тактовый блюзовый квадрат из песни «Key to the Highway». Некоторое время назад Eric Clapton
вдохнул в нее новую жизнь, сыграв на одном из своих альбомов. С тех пор ее часто можно услышать на блюзовых джемах и она все еще звучит свежо в ушах слушателей.
Басовая линия в Ex.1 сходна с той, которую играл Donald «Duck» Dunn
на записи альбома «Getting Ready» Freddie King
в 1971 году. Эта прифанкованная, laid-back версия абсолютно противоположна той, которую King играл на последующих live записях. В партии баса мы видим стандартное арпеджио доминантсептаккорда характерное для блюзового баса. Позже, на гитарном соло происходит модуляция из D в G.
Во втором примере (Ex.2) также показан восьмитактовый блюзовый квадрат из песни «Trouble in Mind» записанной в 1957 году на лейбле Atlantic Records. Исполнитель Big Joe Turner
с оркестром Choker Campbell
.
[Ads]
Эта партия — классический пример арпеджированных трезвучий поверх пульсации на 12/8. Такой же как и на песне «Blueberry Hill» Fats Domino
. Но, в данном случае мы имеем несколько нелогичный выбор нот в последнем такте. Каденция в 7 и 8 тактах обычно обыгрывается оборотом I–IV–I–V
по две доли на каждый аккорд. Но здесь же, басист (неизвестный) играет оборот I–IV
в 7-м такте и завершает квадрат движением по гамме, приходя в ноту соль на последнюю долю, а затем снова играет соль на первую долю нового квадрата.
Послушав запись я надеялся услышать что-то более функциональное в следующих квадратах, но, как оказалось, не в этот раз. При подготовке этой статьи я нашел несколько версий этой песни с гармонизацией от простейшего I–IV–V
, до замен некоторых аккордов джазовым оборотом II-V
. Пример в нашей статье использует прогрессию I–III7–IV–IVm–I–V
с двумя тактами, которые мы обсудили выше.
Другие темы, использующие такую форму: «Mary Had a Little Lamb», «Staggerlee», «Sitting on Top of the World», «Walking by Myself», «Worried Life Blues» и «Heartbreak Hotel». И пока 12-ти тактовый блюз остается де-факто стандартом, хороший басист должен быть осведомлен о наличии других форм, песнях, в которых они встречаются и должен быть готов сыграть их в любой тональности, нужной манере и со всеми возможными гармоническими вариациями.