James Jamerson — легенда лейбла Motown

Джеймс Джемерсон младший (James Jamerson Jr.) навсегда изменил подход к игре на бас гитаре, но, как и множество других гениев, прожил сложную жизнь и был оценен только после своей смерти. Тридцать лет спустя после его смерти, колумнист журнала Bass Guitar Magazine Бэн Купер (Ben Cooper) отдает дань уважения его музыкальному наследию в этой статье.

Принято считать, что упорный труд, решимость и здоровая доля природного таланта могут привести нас к великим вершинам. Что именно из этого списка наиболее важно для успеха трудно сказать с полной уверенностью, но будет справедливо отметить, что у Джеймса Джемерсона были все «ингредиенты». Тем не менее, не смотря на его таланты, десятилетия упорной работы его успех и признание при жизни были неравнозначны его вкладу в поп музыку и игру на бас гитаре в частности.

Детство и юность

Джеймс родился в 1936 году в штате Южная Каролина, когда США начали приходить в себя после Великой Депрессии. Его отец Джеймс Джемерсон старший и мать Элизабет Джемерсон в то время, как и теперь должны были работать оба, чтобы сводить концы с концами, поэтому отец хватался за любую работу в местном доке, а мать работала household domestic. Маленький Джеймс проводил много времени с бабушкой и тетей. Обе были музыкантами — бабушка играла на пианино, а тетя пела в местном церковном хоре.

Мы в Telegram

Ненавязчивая рассылка обновлений сайта

Подписаться

После развода родителей Джеймс остался с матерью, а тетя и бабушка по-прежнему помогали воспитывать его. Учитывая время, проведенное в их компании, не станет большим сюрпризом его интерес к музыке в раннем возрасте, и то, что его талант проявился уже тогда. К 10 годам он свободно мог аккомпанировать хору в местной церкви на фортепиано.

В детстве Джеймс был одиночкой, не в пример своему старшему брату Ричарду, который постоянно играл на улице со своими друзьями. Но это длилось только до его переезда в Детройт в 1954 году, где он стал более социальным и открыл для себя бас гитару.

Его мать переезжала в Детройт по работе, а Джеймс поехал с ней, поступив в Northwestern High (школа для старшеклассников если по-нашему). В это время он решил сменить инструмент (с фортепиано), но не мог определиться с выбором. После множества опробованных вариантов у него появился интерес к контрабасу и в этом его поддержал один из преподавателей, который считал этот выбор идеальным для него из-за больших кистей рук Джеймса.

Первые шаги в музыкальной карьере

В короткое время Джеймс стал более чем просто «крепким» баситом. Он безошибочно имитировал других музыкантов и мог идеально вписать свою партию в стиль любого барабанщика с которым он играл. Через короткое время он уже играл с местными профи в клубах и делал свои первые шаги в музыкальном бизнесе.

Я играю на басу с 11 лет, и первые записи которые я слушал были Motown, R&B, а также фанковый James Brown. Я рос слушая The Supremes, Temptations, Stevie Wonder, Gladys Knight & The Pips, Smokey Robinson. Позже я узнал, что большую часть этой музыки сыграли одни и те же музыканты, а именно Funk Brothers и одним из выдающихся членов этой команды был James Jamerson! И дело было не в том сколько нот он играл, а в той магии, которую он создавал играя их.
TM Stevens (James Brown, The Pretenders, Miles Davis)

К концу 50-х его игру в клубах начали замечать местные студии звукозаписи. В то время не было доминирования крупных лейблов и в каждом крупном городе было место для небольших студий звукозаписи. В них-то и делал свои первые записи молодой Джемерсон, зарабатывая от 10 до 20$ (если повезет) за трек. Даже в то время такая работа не делала музыканта обеспеченным, но это было намного лучше чем работать на автозаводе в Детройте, тем более что с каждой записью он оттачивал свой индивидуальный стиль игры.

Формирование стиля

На этом этапе его стиль был уже узнаваем, уникален и интересен. Большинство басистов того времени играли линии только в нижнем регистре, чередуя тоники с квинтами или же играя простые шагалки (шагающий бас). Но не Джемерсон. Находясь под большим влиянием джазового виртуоза Рэя Брауна (Ray Brown), он начал использовать синкопирование для создания ритмически сложных партий и добавлять различные заполнения в верхнем регистре. Благодаря этому необычному «джазовому» подходу к популярной музыке Джеймс вскоре стал нарасхват в Детройте. Когда владелица Northern Records Джонни Мэй Мэттьюс (Johnnie Mae Matthews) случайно услышала его игру одним вечером в клубе, то тут же наняла его в свой «пул» музыкантов.

[Ads]

Из-за постоянной работы на Мэтьюс, другие небольшие лейблы Детройта стали бороться за Джемерсона для своих записей. Совмещая сессионную работу и напряженный график живых выступлений у Джеймс появился источник постоянного дохода, но его все еще не хватало для него и его молодой семьи, чтобы жить отдельно от матери. Это продлилось до начала 60-х годов, когда молодой Бэри Горди (Berry Gordy) нанял его впервые и карьера Джеймса по-настоящему пошла в гору и у него появилось достаточно средств для съема собственного жилья.

Начало Motown

Уроженец Детройта Бэри Горди хотел стать профессиональным боксером пока не началась Корейская война. По возвращении из армии он стал уделять больше времени другому своему хобби — музыке. Через знакомых своей семьи он познакомился с Джеки Уилсоном (Jackie Wilson), для которого написал Reet Petite, ставшую небольшим хитом того времени. Уилсон записал еще несколько песен Горди, а тот в свою очередь инвестировал деньги в продюсирование артистов и основал свою студию Tamla Records, не без помощи родственников. Он приобрел старую фотостудию на 2648 West Grand Boulevard и переоборудовал ее в студию звукозаписи и офис новой Motown Records Corporation.

группа Funk Brothers и James Jamerson
Группа Funk Brothers. Фото 60-х годов. Джемерсон крайний слева в среднем ряду.

В 1959 Горди нанял Джемерсона в свою студию. Вместе с работой со сливками музыкального сообщества Детройта, Джеймс присоединился к группе Funk Brothers, которая аккомпанировала всем будущим звездам лейбла Motown.

Стиль и звук James Jamerson’а

По-началу, Джемерсон играл на контрабасе, например в песне «My Guy» (Mary Wells). Однако, вскоре его приятель и коллега (так же басист) Хорас Рут (Horace Ruth) подбил его переключиться на электро бас гитару. Изначально сопротивляясь этому переходу, Джемерсон вскоре обнаружил, что этот инструмент отлично подходит для его задач. Он разработал собственную технику игры правой рукой, названную «Крюк» (the Hook), при которой он щипал все ноты указательным пальцем. Это позволило ему добиться постоянной атаки (все ноты были одинаковы по громкости), что часто было проблемой при переменном чередовании указательного и среднего пальцев.

Ричард Кокко (Richard Cocco Jr) президент компании LaBella вспоминает, что Джемерсон постоянно играл на струнах LaBella 0760M и был настолько привередлив по поводу своего звука, что ни за что не поменял бы струны на басу. «Мой дед рассказывал мне, — говорит Ричард, — что как-то в 60-х ему позвонил Джемерсон в панике по поводу порванной струны. Он хотел узнать, возможно ли спаять сердцевину струны. Это к слову о том, насколько он был фанатичен по поводу собственного звука.»

Записываясь в тесной и «пропитанной вискарем» Студии А, или как ее прозвали сами музыканты «змеиная яма» (snakepit, другой вариант перевода «сумасшедший дом»), Джемерсон играл практически на каждом хите студии Motown в 60-х годах. Полный список его работ займет не одну страницу, но самые значимые вы найдете в конце этой статьи. Из-за плохого учета на студии, до сих пор длятся споры по поводу того, кто записывал ту или иную партию, особенно когда Боб Бэбит (Bob Babbitt) присоединился к Funk Brothers в 66 году, и принимал участие в огромном количестве записей. Но, как правило, если вы слышите бубнящие 16-е, хроматические ходы, открытые струны даже когда тональность песни не имеет ничего общего с этими нотами и музыкальную изобретательность, то скорее всего эту партию играл Джемерсон.

Проблемы с алкоголем

Хотя James Jamerson и считался басистом первого эшелона на студии Motown, его тяга к алкоголю сильно осложняла работу с ним. Было множество случаев, когда он являлся на запись слишком пьяным, чтобы что-то играть. Одна из таких историй появилась в документалке 2002 года «Standing in the shadow of Motown». Марвин Гэй (Marvin Gaye) отказался записывать песню What’s Going On без Джемерсона. Его нашли играющим в баре в настолько пьяном виде, что он не мог даже сидеть. Он записывал песню лежа на спине. Его поведение стало настолько неустойчивым, что некоторые коллеги музыканты даже пытались добиться его увольнения. Но Бэри Горди пресекал эти попытки.

[Ads]

В 1972 Горди перебазировал студию Motown в Лос-Анджелес и Джемерсон последовал за своим работодателем через всю страну. Однако их сотрудничество закончилось уже через год и ему пришлось искать работу в незнакомом городе. Ему удалось неплохо держаться на плаву до конца 70-х работая на Роберта Палмера (Robert Palmer) и Hues Corporation среди прочих.

Закат карьеры

Времена менялись как менялась и популярная музыка, поэтому Джеймсу все труднее стало находить работу. С доминированием стиля disco во второй половине 70-х, появился и новый стиль игры на бас гитаре. Басовая партия стала более повторяющейся и придерживалась четкой структуры песни в отличии от импровизационного подхода Джемерсона, который стал его «визитной карточкой». Его отказ принимать новые техники игры, например слэп, и использовать современные струны с круглой оплёткой, дающие более светлый звук в сочетании с новыми моделями усилителей означали, что источник заработка для него иссяк. Все отягощалось его тягой к алкоголю, которая сделала его ненадежным как в студии, так и в туре.

В 80-х здоровье Джеймса резко ухудшилось из-за десятилетий проблем с алкоголем. В это время он стал замкнутым и озлобленным из-за лечения и недостаточного признания. Это трагичный, но понятный итог, учитывая его громадный вклад в Motown и популярную музыку. После нескольких госпитализаций он умер 2 августа 1983 года из-за пневмонии, которая возникла на фоне различных проблем со здоровьем из-за алкоголизма. Смерть Джемерсона не привлекла много внимания, а его заслуги, как и его коллег по цеху из Motown, могли и вовсе затеряться в истории, если бы не книга Алана Слуцки (Allan Slutsky) «Standing in the shadow of Motown» (Стоящий в тени Motown), которой он возобновил интерес к Джеймсу Джемерсону. Благодаря усилиям Слуцки и родственникам Джемерсона, он получил заслуженное признание, обошедшее его стороной при жизни. В 2000 году он был включен в Зал Славы Рок-н-Ролла за вклад в музыку и с тех пор широко известен как один из лучших бас гитаристов всех времен.

Влияние Джемерсона было далекоидущим, и осознаете вы это или нет, он также повлиял на игру каждого из нас. Как бас гитарист он оставил огромный след в музыке и его тень упадет на многие поколения молодых басистов.

[Сорян за корявый перевод последнего предложения, но там очень красиво это сказано по-английски]

Лучшие записи

  • Ain’t No Mountain High Enough — Diana Ross
  • Ain’t Nothing Like Real Thing — Marvin Gaye
  • Ask The Lonely — Four Tops
  • Baby Love — Supremes
  • For Once In My Life — Stevie Wonder
  • How Sweet It Is (To Be Loved By You) — Marvin Gaye
  • I Heard It Through The Grapevine — Marvin Gaye
  • It Takes Two — Marvin Gaye
  • My Girl — Temptations
  • My Guy — Mary Wells
  • What’s Going On — Marvin Gaye
  • You Can’t Hurry Love — Supremes
  • You Keep Me Hanging On — Supremes
  • You’re My Everything — Temptations

Что ж, на этом все. Если статья понравилась, делитесь ей с другими музыкантами. Пока!

E-mail рассылка

Делимся опытом, знаниями и другими плюшками для бас гитаристов.

Оставьте комментарий