История бас гитары с 30-х годов до экспансии Fender

С появлением джаз-рока, джазовые музыканты стали использовать электронные инструменты и различные эффекты, исследуя новые «звуковые палитры» не свойственные традиционному джазу. Новые инструменты и эффекты дали возможность также находить новые техники игры. Поскольку джазовые исполнители всегда славились своим звуком и индивидуальностью, этот процесс был для них очень естественным.

Один из исследователей джаза писал: «У джазового музыканта есть свой собственный голос. Критерии оценки его звука всегда были основаны не столько на традиционных представлениях о звуке инструмента, сколько на его [звука] эмоциональности». И, одним из инструментов, раскрывшемся в джазовых и джаз-рок группах 70-80хх годов, стала бас гитараисторию которой вы узнаете в этой статье.

Такие музыканты, как Стэнли Кларк и Жако Пасториус за очень короткую историю инструмента вывели игру на бас гитаре на совершенно новый уровень, установив стандарты владения инструментом для многих поколений басистов. Кроме того, поначалу отвергаемая «традиционными» джазовыми составами (с контрабасом), бас гитара заняла достойное место и в джазе благодаря легкости транспортировки и усиления сигнала.

Предпосылки создания нового инструмента

Громкость инструмента — извечная проблема контрабасистов. Без усиления, соревноваться в уровне громкости с барабанщиком, роялем, гитарой и духовой группой очень сложно. Кроме того, басист часто не мог расслышать самого себя из-за того, что все остальные играли так громко. Именно желание решить проблему с громкостью контрабаса мотивировало Лео Фендера и других производителей гитар до него, создать инструмент, соответсвующий требованиям джазового басиста. Идея Лео была в том, чтобы создать электрическую версию контрабаса или басовую версию электрогитары.

Инструмент должен был соответствовать нуждам музыкантов, играющих в небольших танцевальных бэндах на просторах США. Для них было важно удобство транспортировки инструмента при сравнении с контрабасом, большая интонационная точность [насколько нота строит], а также возможность добиться необходимого баланса громкости с набирающей популярность электрогитары.

Можно было бы предположить, что бас гитара получила распространение в группах играющих популярную музыку, но на самом деле, она получила наибольшее распространение среди джазовых групп 50-х годов. Также распространен миф о том, что Лео Фендер изобрел бас гитару. На самом деле он создал дизайн, который стал наиболее успешен и продаваем, по сравнению с конкурентами.

Первые попытки производителей гитар

Задолго до Лео Фендера, еще с XV столетия предпринимались попытки создать инструмент басового регистра, который бы производил чистый, достаточно громкий низ. Эти эксперименты заключались не только в поиске подходящего размера и формы, но и доходили до крепления рупоров, как на старинных граммофонах, в районе бриджа для усиления звука и его направленного распространения.

Мы в Telegram

Ненавязчивая рассылка обновлений сайта

Подписаться

Одной из попыток создания такого инструмента была Басогитара фирмы Regal (Regal Bassoguitar), представленная в начале 30-х годов. Её прообразом была акустическая гитара, но играли на ней вертикально. Размер инструмента достигал 1,5м в длину без учета четверть-метрового шпиля. Накладка грифа была ровная как на гитаре, а мензура была 42’’ как на контрабасе. Также в этом инструменте была предпринята попытка решить интонационные проблемы контрабаса — на грифе были лады, но они были срезаны заподлицо с поверхностью грифа. Таким образом, это был первый прообраз безладовой бас гитары с разметкой на грифе (Ex.1).

Regal Bassoguitar
Ex. 1 — Regal Bassoguitar

Позже в конце 30-х годов, Gibson представил свою Electric Bass Guitar — огромную полуакустическую гитару со шпилем для игры вертикально и оборудованную электромагнитным звукоснимателем. К несчастью, единственные усилители в то время были сделаны для гитары и сигнал нового инструмента был искажен из-за неприспособленности усилителя передавать низкие частоты. Gibson производил такие инструменты всего два года с 1938 по 1940 (Ex. 2).

Первая бас гитара фирмы Gibson
Ex. 2 — Бас гитара фирмы Gibson 1938г.

Множество электро-контрабасов появилось в 30-х годах, и одним из представителей этого семейства был Rickenbacker Electro Bass-Viol созданный Джорджем Биучэмпом (George Beauchamp). Он оборудован металлическим стерженем, который втыкался в крышку усилителя, звукоснимателем с подковообразным магнитом, а также струны были обмотаны фольгой в месте, прямо над звукоснимателем. Этому электро-контрабасу было не суждено завоевать рынок и стать действительно популярным. Однако, Electro Bass-Viol считается первым электрическим басом записанным на пластинку. Его использовали при записи оркестра Mark Allen & His Orchestra в 30-х годах.

[Ads]

Большинство, если не все разработки 30-х годов в области басового гитаростроения основывались либо на дизайне акустической гитары либо на дизайне контрабаса и должны были использоваться в вертикальном положении. Проблема усиления сигнала уже не стояла так остро благодаря использованию звукоснимателей, а проблемы интонирования решались с помощью ладов или по-крайней мере разметки на грифе. Но проблемы размера и транспортировки этих инструментов еще предстояло решить.

Первая бас гитара Audiovox Model 736

В те же 30-е годы Пол Тутмарк (Paul H. Tutmarc) предложил важные инновации в дизайне бас гитары, примерно на 15 лет опередив свое время. В 1936 компания Тутмарка Audiovox Manufacturing выпустила первую в мире бас гитару в том виде, в котором мы знаем ее теперь — Audiovox Model 736. Гитара была сделана из цельного куска дерева, имела 4 струны, гриф с ладами и магнитный звукосниматель. Всего было выпущено около 100 таких гитар, и на сегодняшний день известно только о трех уцелевших, цена за которые может достигать более $20000. В 1947 году сын Пола Бад Тутмарк попытался развить идею своего отца выпустив Serenader Electric String Bass, но потерпел неудачу.

Поскольку между бас гитарой Тутмарка и Фендера не такой уж и большой разрыв, логично задаться вопросом — видел ли Лео Фендер гитары семьи Тутмарков, например в объявлении в газете? Исследователь работы и жизни Лео Фендера Richard R. Smith, автор книги «Fender: The Sound Heard ‘round the World» считает, что Фендер не копировал идею Тутмарка. Форма бас гитары Лео была скопирована с Telecaster и имела большую мензуру, чем бас Тутмарка.

Начало экспансии бас гитар Fender

В 1951 году Лео Фендер запатентовал новый дизайн бас гитары, ставший переломным моментом в истории бас гитары и музыки в целом. Массовое производство бас гитар Лео Фендера решило все насущные проблемы басистов того времени: позволило им быть громче, уменьшило расходы на транспортировку инструмента и позволило играть им с более точной интонацией. Удивительно, но бас гитары Fender стали набирать популярность именно в джазе, хотя по началу многие басисты неохотно принимали его, даже несмотря на все его достоинства.

Неожиданно для себя мы заметили, что с бэндом было что-то не так. В нем не было басиста, хотя, мы отчетливо слышали бас. Секундой позже, мы заметили еще более странную вещь: было два гитариста, хотя мы слышали только одну гитару. Чуть позже все прояснилось. Рядом с гитаристом сидел музыкант, который играл на чем-то очень похожем на электрогитару, но при более внимательном рассмотрении гриф его гитары был длиннее, имел лады и корпус странной формы с ручками управления и шнуром, тянущимся к усилителю.
Журнал DownBeat за июль 1952

Лео Фендер отправил пару своих новых бас гитар бэнд-лидерам популярных в то время оркестров. Один из них отправился в оркестр Lionel Hampton в 1952. Хэмптону настолько понравился новый инструмент, что он настоял чтобы контрабасист Monk Montgomery, брат гитариста Wes Montgomery, играл на нем. Басист Steve Swallow, говорил о Монтгомери как о музыканте, занявшем выдающееся место в истории бас гитары: «Многие годы он был единственным, кто по-настоящему мог раскрыть потенциал инструмента в рок-н-ролле и блюзе». Другим басистом, начавшем играть на бас гитаре был Shifte Henry из Нью-Йорка, который играл в джазовых и джамп бэндах (jump blues — блюз в быстром темпе).

Пока джазовые музыканты с осторожностью относились к новому изобретению, Precision Bass в плотную подобрался к новому стилю музыки — рок-н-роллу. Именно в этом стиле бас гитару стали нещадно эксплуатировать благодаря ее динамическим возможностям — при правильном усилении не составляло труда сравняться с громкостью электрогитары. Бас гитара навсегда изменила баланс сил в ансамбле: в ритм-секции, между духовой группой и другими инструментами.

Чикагский блюзмен Dave Myers, после использования бас гитары в своей группе, де-факто установил стандарт на использование бас гитары в других группах. Этот тренд повлек за собой появление новых малых составов на блюзовой сцене и уход биг-бэндов, из-за нежелания владельцев клубов платить большим составам, когда малые составы могли делать то же самое за меньшие деньги.

После столь быстрого внедрения бас гитары в музыку, она все еще вызывала дилемму среди некоторых контрабасистов. Не смотря на все очевидные достоинства нового инструмента, бас гитаре не хватало экспрессии, присущей контрабасу. Не смотря на «проблемы» звучания инструмента в традиционных джазовых ансамблях, т.е. только с акустическими инструментами, многие контрабасисты, такие как Рон Картер, например, использовали бас гитару, когда это было нужно. Фактически, множество «традиционных джазовых музыкантов», таких, как Stan Getz, Dizzy Gillespie, Jack DeJohnette были не против ее использования. Постепенно бас гитара стала двигаться в своем собственном направлении с музыкантами, постепенно ее раскрывающими и выводящими на новый уровень.

Бас гитара на студийных записях

В 60-х годах бас гитаристы также плотно обосновались в студиях. Поначалу контрабас дублировался на записи бас гитарой, что создавало тик-так эффект, который нужен был продюсерам. Временами, в записи принимали участие три баса: контрабас, Fender Precision и 6-струнный Danelectro. Понимая популярность Dano bass, Лео Фендер выпустил собственную модель Fender Bass VI в 1961 году.

Примерно до конца 60-х годов на бас гитаре играли преимущественно пальцами или медиатором. До тех пор пока Лари Грэм начал бить по струнам большим пальцем и делать подцеп указательным. Новая перкуссионная техника игры «thumping and plucking» была просто способом заполнить нехватку барабанщика в группе. Ударяя по струне большим пальцем он имитировал бас бочку, а делая подцеп указательным, малый барабан. Так родилась техника слэп.

Чуть позже Stanley Clarke соединил в свой манере игры стиль Ларри Грэма и уникальный стиль контрабасиста Скота ЛаФаро (Scott LaFaro) став первым в истории великим бас-гитаристом вместе с группой Return to Forever в 1971 году.

Бас гитары других фирм

В этой статье мы рассмотрели историю появления бас гитары от самых ее истоков, экспериментальных моделей, пытавшихся быть громче, легче и интонационно точнее чем контрабас до начала экспансии бас гитар Fender. Конечно же, не только фирма Fender производила бас гитары. Как только новый инструмент стал набирать популярность, производители музыкальных инструментов поймали волну и начали предлагать покупателям свои разработки.

Фирма Höfner выпустила свою модель бас гитары с укороченной мензурой, напоминающую скрипку в 1955, назвав её просто Höfner 500/1. Позднее эта модель стала широко известной благодаря тому, что её избрал в качестве основного инструмента Пол Маккартни, бас-гитарист группы «Битлз». Не отставала от конкурентов и фирма Gibson. Но, все эти инструменты, как и Fender Precision Bass заслуживают отдельной статьи в рамках этого блога. И когда-нибудь вы обязательно о них прочитаете на страницах сайта!

E-mail рассылка

Делимся опытом, знаниями и другими плюшками для бас гитаристов.

Оставьте комментарий