Mick Karn — поющий безладовый бас

Возможно, лишь некоторые музыканты, а тем более бас гитаристы обладают таким исключительным и выраженым стилем как чародей безладового баса Mick Karn. Впервые его необычную манеру исполнения, с внезапными переходами, глиссандо и угловатыми басовыми партиями публика услышала в исполнении британской арт-рок группы Japan в 80-х годах.

С тех пор его манера игры была в полной мере раскрыта в пол дюжины сольных альбомов и интересном сотрудничестве с авангардными музыкантами вроде трубача Mark Isham и гитариста David Torn.

О первых шагах в музыке

Mick Karn (настоящее имя Andonis Michaelides) родился 24 июля 1958 года на Кипре, а через три года его семья переехала в Лондон. Примерно в возрасте 7 лет он начал играть на хроматической губной гармошке, в 11 переключился на скрипку, а в 14 лет стал фаготистом в школьном оркестре. Вот что он об говорил:

«Я жульничал на прослушивании в оркестр. Я никогда не учился читать с листа и играл все на слух, так что довольно сильно нервничал, когда мои ошибки замечали. Также, я не помню и дня, чтобы я наслаждался игрой, пока мы не выступали перед публикой на нашем первом концерте с LSSO (London School Symphony Orchestra)».

Забавно, но именно после этого концерта его фагот был украден по пути домой. Школа отказалась покупать ему новый, и разозлившись на них из-за этого решения, он купил бас гитару у школьного приятеля за 5 фунтов.

Мы в Telegram

Ненавязчивая рассылка обновлений сайта

Подписаться

«Я начал играть на бас гитаре сразу после фагота, который тоже относится к группе басовых инструментов, а на нем я часто играл различные мелодии. Так что, эти факторы оказали прямое влияние на мой стиль игры на бас гитаре», — рассказывал он. «Мне также нравилось играть различные слайды и подтяжки, как меня этому учили на скрипке, поэтому я удалил все лады на своей бас гитаре»

Мик также был талантливым скульптором, удивив всех своей выставкой скульптур в 1981 году, и получив хорошие отзывы критиков. С его работами вы можете ознакомиться на сайте mickkarn.net.

Интервью журналу Bassplayer

Как развивался твой почерк в написании музыки?

Прежде я прибегал к написанию в интроспективном, меланхоличном и даже мрачном ключе, сейчас же, напротив, двигаюсь в сторону популярной музыки с большим количеством позитива. Думаю, моя игра на бас гитаре тоже улучшилась в силу того, что я перестал обращать внимание на правила и решил получать удовольствие от самой игры, а не метаться в попытках превзойти самого себя на предыдущих альбомах.

Мик Карн на сцене с басом

Судя по твоему радикальному стилю исполнения, многие скажут, что ты в списке басистов, мало заботящихся о рамках допустимого.

Я наверное соглашусь с этим, т.к. больше полагаюсь на себя в понятиях «допустимости», нежели жду одобрения от других людей. Правда и в том, что в детстве, как это не ужасно признавать, я истратил слишком много времени выслушивая что эту ноту нельзя сыграть с вон той. У меня выработались определенные взгляды на то, как музыка должна быть написана, и если она звучит хорошо — это единственное что имеет значение.

Ты не изучал теорию музыки и не читаешь с листа. Тебе это послужило или было помехой?

Думаю, во многом помогло. Например, ты быстрее схватываешь материал, когда не можешь положиться на ноты перед собой, а в турах и во время сессий — музыки для изучения в избытке. А еще, когда я беру в руки бас, чтоб сочинить что-то, это будто новый инструмент: никогда нельзя предсказать что получится в итоге, так как я не знаю где ноты на грифе. Каждый раз все абсолютно по-новому.

Мне не нравится идея «ведущей партии баса». Я рассматриваю свою игру скорее как вокальную партию, в которой достаточно места для других инструментов. Я сфокусирован на поиске новых звуков, которые может извлечь бас гитара, и которые будут созвучны партии вокалиста.

Когда публика оценивает мой стиль как уникальный, мне это безумно льстит, но правда в том, что я нахожу затруднительным играть в каком либо другом стиле. К примеру, простой ритм восьмыми, который должен играть бас, мне дается с трудом. Мне нравится испытывать себя таким образом, играть то, что требуется, но я все равно звучать по-своему. Как можно чаще стараясь уйти от игры восьмых нот, я стараюсь всегда угодить тому, кому я аккомпанирую, сохраняя при этом основной дух и манеру песни.

[Ads]

Работая с различными музыкантами, неизбежно, вы обсуждаете последовательность аккордов, гармонию, другие вещи. Как ты их понимаешь?

С трудом. Первое время я гастролировал с David Thorn, барабанщиком Bill Bruford (Yes, King Crimson) и трубачом Mark Isham. Я сильно волновался, т.к. мне казалось, что они знают о музыке все. Было одно место, где я постоянно ошибался, и однажды они неожиданно остановили меня на половине песни со словами: «Где твой палец сейчас? Передвинь его вверх на один лад». «Вверх» — значило для меня ближе к голове грифа, что я и сделал. А они переглядывались с выражением: «Какого черта мы с ним возимся?». Позже я объяснил им, что не знаю аккордов. Как оказалось, им это очень понравилось. В какой-то степени они мне завидовали, т.к. я уже к тому времени нашел свой стиль, свою манеру исполнения на инструменте и уже в процессе учился играть джаз. А они наоборот, начинали с теории и в последствии на протяжении 10-15 лет пытались отыскать свой голос на инструменте.

Инструмент и оборудование

Мик играл на безладовой бас гитаре Wal 1981 со струнами  DR Lo Riders.

Расскажи про свой усилитель

Я не слишком привередливый, но мне нравятся усилители Trace Elliot из-за наличия графического эквалайзера. На записях в моем звуке много средних частот, которые могут потеряться на сцене без эквализации.

У тебя есть какие-то студийные фишки, которые ты часто используешь?

На своих сольных альбомах я обычно записываю бас дважды и развожу дорожки влево и вправо по панораме. Это дает мне интересный эффект удвоения. На записях группы Japan с высокими нотами в партии баса я поступал также. Просто чтобы они выделялись из общей массы.

Технику двойной записи партии баса использовал Жако при записи композиции «Continuum» со своего первого альбома. Об этом можно почитать в интервью с Жако Пасториусом.

P.S.

Последние годы жизни Мик боролся с раком и имел финансовые трудности. Несколько артистов, работавших с ним ранее, объявили о благотворительных концертах в его поддержку. К сожалению, болезнь была диагностирована слишком поздно и лечение не помогло. Mick Karn умер у себя дома в Лондоне 4 января 2011 года.

E-mail рассылка

Делимся опытом, знаниями и другими плюшками для бас гитаристов.

Оставьте комментарий