Преимущества и недостатки хедлессов. Безголовая бас гитара — практичность или фетишизм?

Автор данной статьи, и по совместительству админ группы ВК STEINBERGER BASSES AND GUITARS/Headless Club делится своим взглядом на достоинства и недостатки безголовых бас гитар. Безголовыми или хедлесами (от англ. headless — буквально без головы) их называют из-за отсутствия классической головы грифа с колками. У headless бас гитары настройка струны происходит на бридже. Являясь обладателем безголового Hohner B2AV нахожу этот тип инструмента весьма интересным и достойным большего внимания. Приятного чтения! Далее слова автора.

Давно хотел закрепить эту тему, даже как-то поднимал её много лет назад, но со временем вопросы про безголовники не прекращаются, хотя хедлессы массово производят аж с 1980 года. И я постоянно в беседах и переписках встречаю одни и те же вопросы, поэтому решил собрать их все в одной теме. Тут можно и обсудить конкретные моменты, и прихлопнуть вылезающие идиотские фейки. Добавляйте свои пункты по существу, если будут соображения. Лично для меня хедлесс гитары являются никаким не фетишизмом, а самым что ни на есть прагматическим решением рабочих вопросов. Тема и для поболтать так же.

Итак, преимущества безголовников:

1. Несомненно, значительно меньшая длина

Это положительно сказывается на габаритах, что, конечно, чувствуется у басов сильнее, чем у гитар, но, во всех случаях, идёт только на пользу и тем, и другим. Транспортировать гитары все сложнее, правила провоза и веса багажа ужесточаются. Да и просто, в поездках и в самолётах, и в поездах, и в автобусах, да где угодно гораздо удобнее с небольшой компактной гитарой, нежели с немаленьким басом, к примеру.

Мы в Telegram

Ненавязчивая рассылка обновлений сайта

Подписаться

Везём то не только инструмент, но и багаж. Отсутствие этих бесполезных хедстоков уменьшает ещё и вес всего инструмента, и грифа, в частности. Он уже никогда не будет перевешивать, и вы всегда будете иметь отличный баланс вашей гитары. Сам Нэд Стейнбергер считает именно это основным преимуществом. Но мы то знаем ещё, что:

2. Отсутствие колков

Это позволяет избежать ненужного навивания струны в боковой плоскости, что не даёт струне закручиваться по своей оси. Большинство колков на электрогитарах и басах устроены именно так, что струна наматывается на них не в естественном направлении, а в боковом, не знаю, как точнее выразиться.

[Ads]

Это и приводит к перекручиванию самой струны, и может даже вывести её из строя непосредственно в момент установки. Такое происходило не раз у новичков, да и опытным юзерам необходимо соблюдать осторожность при установке струн. Тем более, стоят они сейчас недёшево, особенно басовые. Главное при установке в колки не дать струне перекручиваться по оси, не закреплять саму струну в бридже до максимально возможного момента, а позволять ей спокойно вращаться вместе с наматыванием на колок. У акустических инструментов струна наматывается, чаще всего, более естественно, по ходу своего движения.

Но, даже это не очень полезно с точки зрения надёжности и точности строя струн. Надеюсь, понятно объяснил. Я этот вопрос поднимал много лет назад, и, теперь каждый пионер знает об этом свойстве струн и рассказывает другим как правильно их устанавливать, что, несомненно, является всеобщим благом. 

У хедлессов же струны просто закреплены с двух сторон, и находятся в самом естественном положении. И, при настройке они не перекручиваются, а лишь вытягиваются или сжимаются благодаря патентованной системе бриджа. Это значительно увеличивает срок службы струн, даёт более ровный звук, позволяет избежать перекрута струн, и, возможно, их выхода из строя во время установки, или даже позже, во время эксплуатации.

У хедлессов так же практически отсутствует проблема волчков (мёртвых нот на грифе) именно благодаря правильной системе фиксации и настройки струн. И наконец, о чудо, струны на хедлессах почти не теряют строй ни во время игры, ни все время когда они установлены. Достаточно немного проверить строй перед концертом, и все. Лишь иногда приходится немного поправить струны. 

3. Eco friendly

Затем, есть ещё небольшая деталь, но, как по мне, так немаловажная. А именно, необходимость откусывать струны в гитарах с бошками. Более идиотического занятия сложно себе представить в 21 веке, когда вопрос природных ресурсов так велик во всем мире. Не секрет, что ценнейший никель, который используется при изготовлении струн, добывается чуть ли не в двух-трех местах на планете, а именно, в России, и ещё где-то в Африке и Южной Америке (поправьте кто знает точнее). США чуть ли не весь наш Норникель скупили под корень, и используют его продукцию на своих предприятиях (не только музыкальных).

Тут, кстати, и ответ, почему американские струны до сих пор самые лучшие. Ну никак не могут остальные страны добиться такого же качества, хотя все оборудование давно имеется и в Китае, и в европейских странах. А гитаристы устанавливают струну в злополучные колки, а излишек откусывают и, чаще всего выбрасывают в мусор. Не думаю, что кто-то собирает обрезки годами и сдаёт в пункты )))

гриф безголового баса
Система крепления струн double ball на грифе

В мировом масштабе получатся, думаю, тонны выброшенного ценного металла. У хедлессов ничего не надо откусывать-отламывать и т. д. Поставил струну, закрепил, настроил и играй. 
Это замечание сугубо субъективное и не касается напрямую дизайна хедлессов, но косвенно имеет место быть озвученным в данном контексте.

4. Дизайн

Тут уже полнейшая субъективщина. Лично мне очень нравится хедлесс дизайн, хотя и против привычных форм также ничего не имею. Но хедлессы для меня выглядят круче. Этот же пункт является первым в списке недостатков.

Недостатки безголовой бас гитары

Лично для меня их нет у хедлессов, но, полезно обсудить и эту сторону.

1. Ну, конечно, дизайн

Ох и устал я в свое время читать разных тимафейков и прочих диванных полежунов про недостатки тех или иных гитар. Тут гриф не тот, тут на весло похоже, тут рог слишком длинный, а тут слишком короткий, и т. д. Как правило, эти иксперды редко отличаются музыкальным талантом.

Дизайн безголовых басов фирмы Hohner

Однако, не учитывая мнение данных персонажей всерьёз, допускаю данный пункт в обсуждение. Кому-то из нормальных музыкантов может и не понравиться внешность хедлессов. Они просто выберут другой инструмент по вкусу и все. Хотя лично я таких не встречал из числа реально действующих исполнителей. Наоборот, во всем мире и в России, в частности, растёт число любителей безбашенников, а многие активно гастролирующие музыканты давно имеют в запасе обрубочек для самолётов))))

2. Дефицит запчастей

Этот пункт скорее временный, и возник из-за слабого обеспечения музыкальной мелочевкой российских магазинов. А именно, дефицит запчастей и струн с двойным шариком (double ball) в РФ (говорю за свою страну, не зная как дела в соседних бывших советских). Действительно, выход из строя, к примеру, кобылки крепления струны в бридже, или невозможность достать фирменный адаптер для обычных струн является проблемой для российских музыкантов. Решается обычно самопальным путем, и, надо сказать, весьма успешно. Я сам пару раз заказывал мелкие запчасти у опытных токарей, и получалось даже лучше оригинальных.

E-mail рассылка

Делимся опытом, знаниями и другими плюшками для бас гитаристов.

7 комментариев к “Преимущества и недостатки хедлессов. Безголовая бас гитара — практичность или фетишизм?”

  1. Да пес с ним, с басом то. Какая разница, весло не весло, звучит, играть можно, значит хорошо. На счет струн, ну да, с колками есть заморока, не спорю. А инфа для многих полезная.

    Ответить
    • Мне кажется, автор специально обошел эту тему стороной. Основная идея статьи крутится вокруг конструктивной особенности этих инструментов, которая не может быть решающим фактором для оценки звука. Звук намного больше зависит от электроники, звукоснимателей и прочего. Модели басов типа Hohner и Stainberg нельзя сравнить «в лоб», скажем, с бас гитарами Status (как у Марка Кинга). Просто инструменты разного уровня, хотя и те и те безголовые.
      В любом случае это тема для отдельной статьи.

      Ответить
  2. И ещё к минусам — надо привыкать к безголовому грифу,
    т.к. первый лад кажется остатком головы ,то второй лад кажется первым…

    Ответить
    • Согласен, привыкнуть придется. Только немного не так у меня было. После перехода на хедлесс казалось что третий лад (на хедлессе) — это первый, потому что руки привыкли к расстояниям на ладовом инструменте. Т.е на безголовом руку придется отодвигать от тела дальше чтобы достать до первого лада. Отчасти это связано с самой конструкцией таких гитар.

      Ответить
      • Да,в общем это я и имел ввиду!!! Надо привыкать.
        Как и привыкать к акустическому басу.

        Ответить

Оставьте комментарий