Полировка ладов на гитаре

В прошлой статье я рассказывал про средства для очистки грифа бас гитары и ухода за ним. Ну, а раз струны уже сняты, то можно привести заодно и лады немного в порядок. Способы описанные в данной статье имеют скорее косметический эффект и немного добавляют к играбельности на инструменте, но не способны кардинально повлиять на такие проблемы, как дребезг струн и подобные, так как никоим образом не изменяют форму ладов.

Также, написанное здесь, во многом касается только инструментов, которые вам дороги. Для «полена со струнами» же все средства хороши!

Оценка состояния ладов

Первым делом, нужно визуально оценить состояние ладов. Если ваши лады изношены, с глубокими вмятинами или бороздками от оплётки струн, задумайтесь о шлифовке ладов. Суть шлифовки ладов заключается в приведении высоты всех ладов к «общему знаменателю». Т.е. ладам (всем одновременно) придается одинаковая высота путем обработки их абразивными материалами отчего их высота немного уменьшается. Далее делается закатка (придание ладу полукруглой формы) и полировка ладов.

Эта процедура требует определенного опыта и я рекомендую доверять ее только специалистам, так как некачественная работа может навредить интонации инструмента, т.е. он просто не будет строить. Не пытайтесь исправить изношенные лады с помощью наждачки, намотанной на указательный палец, с абразивностью 400, 600 или 800 и дальнейшей доводкой еще чем-нибудь.

Вам вряд ли удастся сохранить геометрию лада, что опять же повлечет за собой проблемы со строем. Если же лады не сильно изношены, то придать им немного блеска не составит большого труда самостоятельно.

Стальная вата (steel wool)

В буржунете наибольшей популярностью при полировке ладов пользуется стальная вата с самым маленьким абразивным числом 0000 (четыре ноля). В ютубе множество роликов, в которых специалисты из таких компаний как Fodera, Elixir, Kiesel Guitars, да и обычные парни чистят грифы стальной ватой одновременно полируя лады. Выглядит этот метод со стороны эффектно и очень просто, но не лишен существенных недостатков.

Мы в Telegram

Ненавязчивая рассылка обновлений сайта

Подписаться

Во-первых, на грифе, на корпусе инструмента и даже на рабочем столе останется множество мелких металических волокон. Поэтому желательно это все пропылесосить или собрать магнитом после окончания процедуры. Во-вторых, нужно тщательно заклеивать малярным скотчем все места, где присутствие металических частичек крайне не желательно.

Звукосниматели и резонаторы акустических инструментов обязательно требуют заклейки. В-третьих, есть опасность случайно поцарапать лаковое покрытие. Как и во многих вопросах, приверженцы такого способа могут быть очень «религиозными», но увидев побочные эффекты стальной ваты на следующее фото, я бы не стал использовать ее на своих инструментах. Ну а вы решайте для себя сами.

Результат полировки ладов гитары стальной ватой
Результат полировки ладов стальной ватой

Шлифовальная шкурка на тканевой основе

Еще один вариант — использование шлифовальной шкурки с очень мелким зерном. Подойдет зернистость минимум 1500, а лучше 2000 или 2500. Такие шкурки можно купить на AliExpress набором или поискать в автомагазинах, специализирующихся на покраске. Обязательно защите дерево с помощью малярного скотча и не усердствуйте шкуркой долго на одном ладу.

Движение должно быть вдоль грифа по всем ладам. Возможно, идеальным дополнением к такой шлифовальной шкурке будет еще и обработка какой-нибудь полировальной пастой для металла. Личного опыта с этим методом у меня нет, но выглядит он довольно разумно.

Мой опыт полировки ладов с помощью Dunlop System 65 Micro Fret Cloth

Для очистки грифа от грязи я использую два пузырька от Dunlop — 01 и 02. В комплекте с ними поставляется кусочек шлифовальной шкурки micro mesh с зернистостью 8000. Его то я и применил для придания ладам блеска.

Сперва защищаем накладку грифа с помощью малярной ленты. Я заклеил гриф примерно до 15 лада, а дальше мне стало лень возиться с нарезкой тонких полос скотча, поэтому оставил как есть. Такое маленькое зерно абразива никоим образом не сможет повредить накладку, но все же не хотелось, чтоб загрязненная ткань терлась о гриф. Поэтому пока шкурка еще чистая начинаем с последних ладов и движемся к первым.

Тщательно натираем каждый лад вдоль, время от времени давая пальцу отдых, т.к. давить приходится достаточно сильно. Лучше всего результат было видно между нулевым и первым ладом.

И на последнем фото видно, во что превратилась шкурка после одного грифа. Якобы ее можно полоскать в теплой воде, но что-то мне это не сильно помогло — темные пятна так и остались. Из чего я предположу, что хватит ее раза на 3-4 максимум. Хотя, возможно, я и ошибаюсь.

Заключение

Надеюсь, способы, описанные в данной статье, помогут вам сохранить достойный внешний вид вашего инструмента. Если вы профессионально занимаетесь ремонтом и восстановлением струнных инструментов, пожалуйста, поделитесь своими методами в комментариях (если только это не секрет фирмы). Мы все учимся друг у друга, и мои способы могут быть не самыми оптимальными в некоторых ситуациях.

E-mail рассылка

Делимся опытом, знаниями и другими плюшками для бас гитаристов.

1 комментарий к “Полировка ладов на гитаре”

  1. Увидел на Алиэкспресс шлифовальные ластики с разной абразивностью от 180 грит до 2000 грит. Кто-нибудь пользовался такими? Есть смысл тратить 1,5 тысячи или фуфло?

    Ответить

Оставьте комментарий