Оптические компрессоры. Ampeg Opto Comp

Оптический компрессор Opto Comp, недавно выпущенный фирмой Ampeg, уже нашел первые восторженные отзывы от бас гитаристов. Как заявляет производитель, оптический контур компрессора дает мягкое и более «музыкальное» сжатие сигнала и добавляет в звук «винтажности» (чтобы это не значило? :-)).

Небольшой обзор аналогового компрессора Ampeg Opto Comp

Ручек управления на педальке всего три, а именно уровень компрессии (compression), время восстановления (release) и уровень выходного сигнала (output level). Также заявлен true bypass и невероятно низкое соотношение сигнала к шуму (signal-to-noise ratio). Обзор данной педали в видео:

Для тех, кому интересно узнать принцип действия и другие технические особенности написана вторая часть этой статьи.

Принцип действия и особенности оптических компрессоров

Если вы не знакомы с принципом действия компрессора и зачем он нужен вообще, я рекомендую сперва ознакомиться с этой или этой статьей.

Основной принцип действия оптического компрессора — преобразование электрического сигнала (читай «аудио сигнала») в свет, а затем обратно в электрический сигнал. Нелинейность этого процесса дает очень хороший эффект когда применяется к аудио сигналу.

Мы в Telegram

Ненавязчивая рассылка обновлений сайта

Подписаться

Конструкция такого прибора достаточно проста. Как и в большинстве компрессоров, сигнал делится на две части. Первая часть направляется в усилитель с регулируемым усилением (gain stage), а вторая часть используется для контроля уровня усиления (gain) через цепь управления. В оптических компрессорах эта цепь управления как раз таки и имеет свои особенности. Источник света и сенсор регулируют уровень усиления в управляемом усилителе (gain reduction).

Уникальные свойства источника света и сенсора позволяют регулировать уровень усиления (gain) таким способом, который до недавнего времени было очень тяжело воспроизвести, используя для этого стандартные компоненты. Эти особенности связаны в основном с возникающими в процессе временными задержками, которые делают параметры атаки (attack) и восстановления (release) очень музыкальными.

В качестве источника света используются люминесцентные лампы или специальный тип LED ламп (для более продвинутых схем). Их основные преимущества перед другими типами ламп в том, что они очень быстро реагируют на входящее напряжение и интенсивность свечения имеет прямую зависимость от напряжения. Таким образом в компрессоре достигается быстрое время атаки (attack) и предсказуемая фаза затухания (release).

Но настоящая магия оптических компрессоров заключена в фотоэлементе. Фотоэлементы имеют плавную и предсказуемую кривую затухания. Первая половина фазы затухания происходит очень быстро и обычно измеряется в миллисекундах. Вторая же половина может длиться несколько секунд до полного затухания. Такой тип кривой затухания нельзя получить в обычных транзисторных или ламповых элементах.

В добавок фотоэлемент обладает эффектом памяти. Время затухания (release time) зависит от продолжительности и силы света направленных на элемент. Это означает, что если входящий сигнал был громким, и компрессору пришлось давить сигнал сильнее, время затухания будет также дольше. Этот эффект дает автоматическое сглаживание неравномерных колебаний громкости, которые могут возникать в других типах компрессоров.

Об эмуляторах

Также следует заметить, что некоторые недорогие компрессоры заявляют о наличии оптической эмуляции. Во многих случаях это просто более медленное время атаки и/или восстановления, что в действительности не имеет ничего общего с оптической компрессией. Однако есть также цифровые эмуляторы, которые справляются с задачей значительно лучше.

E-mail рассылка

Делимся опытом, знаниями и другими плюшками для бас гитаристов.

Оставьте комментарий