Новый взгляд на гриф бас гитары: Fanned Frets и True Temperament

Технологии в наши дни не стоят на месте и борьба за потребителя вынуждает производителей выходить на рынок с новыми идеями, иногда внося изменения в уже, казалось, устоявшиеся вещи. К счастью для нас музыкальная индустрия развивается не менее стремительно, чем автомобильная и другие. История бас гитары знает множество смелых новаторов гитаростроения, которые меняли облик инструмента благодаря своим свежим идеям. О подобных «исторических» изменениях сегодня и поговорим в этой статье.

В 2015 году компания Ibanez выпустила в серийное производство новую модель баса  Ibanez SRFF805 на базе популярной серии SR. Особенностью этого баса является гриф с ладами расположенными не параллельно, а веерно (другие названия Fanned-Frets  или multiscale guitar). Ранее басы с такой системой ладов выпускались исключительно небольшими мастерскими, что делало их весьма дорогим удовольствием.

Если вы являетесь фанатом шведской группы Dirty Loops, ставшей популярной благодаря социальным медиа вроде YouTube, то вы наверняка обратили внимание что в новых клипах басист Henrik Linder играет на бас гитаре с кривыми ладами (True Temperament).

В этой статье будем разбираться с преимуществами расположения ладов «по новому» и недостатками классического параллельного расположения.

Что не так с параллельными ладами?

Для вычисления положения ладов на грифе гитары используется только одна величина, относящаяся непосредственно к инструменту — длина открытой струны. Далее производится расчет, в котором эта длина делится на константу, что дает нам положение первого лада.

Мы в Telegram

Ненавязчивая рассылка обновлений сайта

Подписаться

Для вычисления второго лада за длину струны принимается расстояние от первого лада до бриджа и делится на константу и т.д. Таким образом 12 лад разделит нашу струну ровно пополам, а 24 лад на четыре равные части. Все это очень интересно, но есть один нюанс — эта модель игнорирует все физические параметры, касающиеся вибрирующей струны, кроме одного — длины открытой струны. Натяжение и масса струны не берутся во внимание! Таким образом эта модель предполагает что:

  • у струны отсутствует натяжение;
  • все струны ведут себя одинаково, независимо от толщины, материала и типа обмотки (flat wound, round wound);
  • высота струн равна нулю, что не является истиной, т.к. мы прижимаем струны к ладам.

Кроме того, частота вибрирующей струны определяется тремя факторами: длинной, массой и натяжением. Все эти факторы не являются константами когда вы прижимаете струну к ладу. Длина и масса струны уменьшаются на 50% каждую октаву, натяжение зависит от длины струны и др.

К сожалению для исправления всего этого одной настройкой интонации на бридже не обойтись. Поэтому некоторые производители предлагают свое решение этой проблемы.

Веерные лады (Fanned Frets) на гитаре от Novax Guitars

Бас Dingwall Prima Artist с веерным расположением ладов
Рисунок 1. Бас Dingwall Prima Artist с веерным расположением ладов

В 1989 Ральф Новак запатентовал новый способ размещения ладов на грифе гитары, названный веерным (fanned). Как известно все новое — это хорошо забытое старое. В данном случае Новак позаимствовал идею у инструмента 16 века. Давно было замечено что низкая струна B звучит лучше на басах с мензурой в 35’’, чем 34’’, давая более чистый звук. Это подтверждается если заглянуть под крышку рояля или пианино — струна для каждой низкой ноты не только толще, но еще и длиннее чем предыдущая. Такие гитары также называют мультимензурными (multiscale), т.к. по сути, у них для каждой струны своя собственная мензура. Вот некоторые преимущества данной системы перед стандартной с параллельными ладами:

  • более равномерное распределение натяжения струны вдоль грифа;
  • более открытый и живой звук;
  • помогает бороться с нежелательными обертонами;
  • улучшенная эргономичность (удобство). Да-да, как это не странно ;);
  • увеличенный диапазон настройки, совместимость с альтернативными строями;

Кроме того, как заявляют Novax Guitars, у вас не возникнет проблем при игре барре (это, наверное, больше относится к обычным гитарам, но мало ли…) и вам не нужно использовать какие либо специальные струны.

[Ads]

К минусам можно отнести достаточно высокую цену этих инструментов (от $1000 за серийный инструмент Ibanez и выше за custom shop от других производителей как: Novax, Dingwall, Mayones и др.). Если вы решите, что можно прилепить такой гриф на обычный инструмент, то спешу вас разочаровать — ничего путного не выйдет, придется раскошелиться на весь инструмент!

Гитара с кривыми ладами. Система True Temperament

Гриф с ладами True Temperament
Рисунок 2. Гриф с ладами True Temperament

Как заявляет сайт данного производителя эта система даст вам идеальную интонацию по всему грифу для выбранного строя. Это означает, что есть некоторые ограничения в настройке инструмента при использовании данной системы. Например, нельзя просто так взять и перестроить бас в любой альтернативный строй. Но опускать строй в пределах полу тона все же возможно. Также эти грифы оптимизируются под определенный калибр струн. Например для 34’’ мензуры устанавливаются струны калибра 0,045’’ — 0,105’’ с круглой оплеткой. К плюсам, помимо идеальной интонации, можно отнести то, что данная система может быть установлена на любой инструмент. Делается это двумя способами:

  • новые лады устанавливаются на старую накладку грифа, а пазы от прямых ладов замазываются специальной смесью. Этот способ не рекомендуется, т.к. очень трудоемкий и невозможно полностью скрыть следы от старых пазов;
  • полная замена накладки грифа на новую с установленными ладами. Этот способ наиболее приемлем и по цене, т.к. занимает меньше времени и сил, и по эстетическому результату.

Сам Henrik Linder отмечает в одном из интервью, что эта система дает лучший результат при игре терций и секст, а также при игре в верхнем регистре. Если вы не используете аккорды в своей игре, то, наверное, не почувствуете особой разницы.

P.S. Наверное для многих не параллельные лады выглядят странно и пугающе, но думаю и это вскоре станет нормой. Ведь по сути, чтобы играть на таких инструментах, не нужно переучиваться играть «по новому», а переход на новый уровень в звуке наверняка компенсирует немного странный вид инструмента!

P.P.S. У вас был опыт игры на подобных инструментах? Поделитесь им в комментариях!

E-mail рассылка

Делимся опытом, знаниями и другими плюшками для бас гитаристов.

Оставьте комментарий