Читка нот с листа. Часть 1

Привет, читатель! Сегодня я хочу начать серию статей для тех из вас, кто никогда не занимался чтением нот с листа, но желает научиться. Это супер-полезный навык и если вы хотите прокачать ваши скилы и быть востребованным басистом, то двигаетесь в правильном направлении.

Если вы считаете, что  для вас это не актуально сейчас, отложите данную статью «до лучших времен» или добавьте в закладки, чтоб не потерять. Если же вам кажется, что этот навык бесполезен, то возможно, небольшая мотивация от Стюарта Хэмма (Stu Hamm) будет кстати.

Как говорит Виктор Вутен — музыка это язык. А у языка должна быть письменность, если его носители хотят обмениваться знаниями друг с другом.

У музыкантов есть много способов делиться информацией между собой: цифровки, табулатуры, альтернативные способы нотации, видео/аудио материалы. Но самым универсальным и востребованным способом в про и полу-про кругах все же остаются ноты.

Сами по себе ноты — это всего лишь символы на листке бумаги. Так же, как невозможно попробовать пирог просто взглянув на рецепт его приготовления, невозможно услышать музыку просто заглянув в ноты. Наша задача, как музыкантов, уметь преобразовать написанное обратно в музыку.

Давайте разберемся, что же такое читка нот с листа? Читка нот с листа — идеальное или близко к идеальному (без грубых ошибок, остановок и заминок) воспроизведение нотного текста, который исполнитель видит впервые или имел непродолжительное время для ознакомления.

Мы в Telegram

Ненавязчивая рассылка обновлений сайта

Подписаться

Я с ужасом вспоминаю дни, когда для разучивания пары тактов я тратил уйму времени, пытаясь собрать вместе ноты на грифе и ритм. Поэтому убежден, что этот навык необходим любому музыканту желающему добиться хороших результатов в музыке. Навык читки нот с листа — это качественный скачек в обучении музыке и игре на любом инструменте.

Что нужно чтобы развить этот навык? Всего три вещи:

  1. Знание правил записи нотного текста — своего рода орфография и пунктуация.
  2. Владение основными приемами игры на инструменте. Бесполезно пробовать читать с листа, если вы не можете ровно сыграть гамму.
  3. Много часов практики чтобы совместить два предыдущих пункта и звучать при этом музыкально.

Давайте поговорим о каждом из них немного подробнее.

1. Прежде всего нужно понять как музыка записывается в ноты (нотируется), какие символы используются для обозначения высоты звука, его длительности, темпа и громкости, приемов исполнения и много других. Некоторые из них несут чисто техническую функцию сродни дорожным знакам, указывая последовательность исполнения или скорость движения музыки. Это своего рода каркас. Другие относятся к звуковысотности и приемам исполнения и используются для записи собственно самой музыки, которая является «мясом» нотного текста. Здесь понадобится ваша музыкальность, чувство стиля и другие творческие составляющие.

2. Чтение нот с листа требует достаточно высокого уровня концентрации. Поэтому важно иметь некоторую техническую подготовку. Если попробовать читать ноты и одновременно думать каким пальцем руки прижимать ноту, а каким дергать струну, то ваши занятия превратятся в мучения, которые навсегда отобьют желание освоить этот полезный навык. Для развития техники пригодятся гаммы, арпеджио, упражнения на смену позиции, игра различных интервалов и т.д. В общем все, что помогает довести извлечение звуков до автоматизма.

3. Здесь все индивидуально. Некоторые усваивают новые навыки быстрее, некоторые медленнее. Независимо от того, к какой группе вы относитесь, вам нужно будет уделять некоторое время каждый день для развития нового навыка. Двигайтесь от простого к более сложному, от самых медленных темпов к быстрым. Лучше играть медленно и правильно, чем быстро и неряшливо.

При наработке читки нот с листа  важно добиться «модульности» и оттачивать навыки по отдельности. В самом простом случае, чтобы сыграть с листа один такт нам нужно прочитать ритмический рисунок, найти ноты на грифе, подобрать аппликатуру и соединить все это вместе.

В следующих статьях я расскажу о конкретных упражнениях для развития читки ритмических рисунков, как сделать обучение модульным и о том, как нотируются партии бас гитары. Это будет особенно полезно начинающим и тем, кто хочет восполнить пробелы в знаниях.

На этом пока все.

А когда Вы начали заниматься читкой нот с листа? Делитесь Вашим опытом в комментариях!

E-mail рассылка

Делимся опытом, знаниями и другими плюшками для бас гитаристов.

2 комментария к “Читка нот с листа. Часть 1”

  1. Ничего о чтении нот с листа НЕ написано.
    Как в той песне: «Вода вода, кругом вода»
    Короче, столько мути, а смысла нет, нет того самого «чтения с листа», только слова, а урока нет. Похоже статья была написана хитро для продвижения…впрочем как и другие, совершенно похожие на эту, статьи, где только одни слова, и ни капли учения.

    Ответить

Оставьте комментарий